Вода била из-под земли

Как жители села Пестравка справились с сильнейшим за сорок лет паводком.

Наш регион
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Сельчане, проводив весну, кажется, перекрестились. Дожили, слава Богу, до лета, стойко выдержав испытание «большой водой». Самарскую область тоже зацепило экстремальное половодье, правда, не так сильно, как Оренбуржье. Но все равно было страшно.

Спустя полтора месяца после паводка пострадавшие потихоньку восстанавливают, приводят в нормальный вид свои дома и, справившись со стрессом, тревогой и паникой, более-менее спокойно вспоминают пережитое. Мы отправились на юг губернии и пообщались с местными жителями.

В Пестравке, которую обрамляет река Большой Иргиз, привыкли, что каждый год вместе с весной в райцентр приходит и половодье, но в этом году стихия оказалась особенно сильна. Село с населением чуть больше шести тысяч человек бедствие такого масштаба видело впервые. Большой Иргиз начал разливаться второго апреля. Воде хватило всего пары часов, чтобы подтопить дома.

Вода била из-под земли

«МАМ…А ОГОРОДА НЕТУ!»

Алёну Моисееву разлив Иргиза застал в продуктовом магазине, где она работает продавцом. Увидев на улице воду, она тут же позвонила домой: «Дочь, глянь в окошко». А та в ответ: «Мам… а огорода нету».

– Я тут же бросилась к дому, – рассказывает Алёна. – Сапоги обула, газовый котел выключила. Выходим на улицу, а двор уже затоплен. За полтора часа котел ушел под воду, повезло, что вода не зашла в дом – оставалось сантиметров двадцать. От неожиданности растерялась и не знала, что делать. Мне потом сказали: надо было мебель поднимать. А я с дочерью одна дома – ну как я, женщина, ее подниму? И куда? По ночам не спали – боялись, что вода поднимется еще. Дома сырость, вода не ушла до сих пор. А во дворе еще хлюпает. В огород вообще не зайти – не уходит вода. В этом году мы уж и не посадим ничего.

Впрочем, даже в критичной ситуации с паводком Алёна нашла свои плюсы – сельчане с соседями начали больше общаться. Общая беда еще больше их сплотила. Люди были как одна большая семья – каждый вечер проводили собрания, обсуждали проблемы, морально друг друга поддерживали. Из-за затопленного двора собака Алены вынуждена была ютиться на крыше будки, так добрые соседи предложили на время приютить ее у себя.

– Мы планировали летом делать ремонт, дом обшивать. Закупили стройматериалы, оставили во дворе – все сплыло. А вместе с ними 35 тысяч рублей, которые мы за них заплатили. Столько денег выкинули! Теперь опять копить… Ну ладно, справимся, – вздыхает Алёна и улыбается. – Мы же люди русские, мы всё сможем. Слезами разве поможешь? Главное - все живы, здоровы. Надеемся, что такого больше не повторится.

Вода била из-под земли

Вода била из-под земли

НА РАБОТУ – НА ТРАКТОРЕ

На въезде в село жителей встречает памятник гусеничному трактору ДТ-54 – свидетелю и непосредственному участнику подъёма целинных земель в 1960-е годы. Спустя восемьдесят лет, во время апрельского половодья, сельчане также не могли представить свою жизнь без трактора.

Отец Ирины Черновой купил трактор давно для хозяйственных нужд – вывезти мусор, вычистить навоз. А минувшей весной трактор стал основным средством передвижения для семьи и всех соседей на улице Восточной.

– Обуваю «болотники» – тренд сезона апрельской Пестравки, чтобы дойти от дома до трактора, – рассказывает Ирина. – Во дворе вода стоит до пояса, поэтому без болотного костюма не обойтись. В какой-то момент трактор стал единственной связью с внешним миром. На нём и на работу ездили, и за продуктами – себе и соседям. Доставка по-пестравски: подъезжаем на тракторе, выходят соседки в «болотниках», отдаем им пакет. А куда деваться? Соседям помогать надо. Тем более пожилым, они с больными ногами в трактор не залезут.

Мы ждали паводка, администрация предупреждала, что Пестравка к разливу готова. Местные власти помощь оказывали: откликались на просьбы сельчан, организовали оперативный штаб, лично приезжали. У пожилой соседки сын – инвалид. Я спрашиваю у главы сельского поселения Сергея Плеванюка: «А им что делать? Как выходить?». Тот ответил: «Пусть звонят, всё, что требуется, привезем».

По словам Ирины, огород у них «хлюпает» до сих пор, кур жалко – все утонули. С животными вообще сложно было – особенно тем, кто держит большое хозяйство. На другом конце улицы быки в сараях стояли почти полностью в воде, орали…

ДОМ ВВЕРХ ДНОМ

Пестравчане активно делились результатами «потопа» в соцсетях. Так, например, Татьяна Рябова провела видеоэкскурсию, наглядно продемонстрировав, какой ущерб нанесла стихия селу. Грязные лужи и «голый» пол – из-за воды в доме отошёл линолеум.

Обои, которые Татьяна совсем недавно поклеила новые, почти сползли с взбухших стен. Газовый котел наполовину ушел под воду.

Ужасающие результаты паводка опубликовала у себя на странице и Галина Сухова. Галина тянет ручку двери в ванной: оттуда почти синхронно выплывают друг за другом фиолетовый коврик и домашний тапочек. По водной глади они движутся прямо к выходу. Мебель, кухонный гарнитур – всё оказалось в воде. «И что здесь сделаешь на 10 тысяч?», – тяжело вздыхает женщина и продолжает съемку, идя от комнаты к комнате по затопленному линолеуму.

А 73-летняя Анна Владимировна Омельченко живет в Пестравке с рождения, поэтому про весенний нрав реки Большой Иргиз знает не понаслышке. Говорит, привыкла к тому, что в разлив вода может доходить до огорода, а потом убывать. Но на этот раз стихия показала свою непредсказуемость.

– Вода поднималась из-под земли, била из сливных ям. На моей памяти нечто похожее Пестравка пережила в 1980 году.

ЗАДАЧА – ВОССТАНОВИТЬ

Трудности возникали и с транспортным сообщением. Жители сел Высокое, Майское, Тяглое Озеро, Михеевка, Овсянка, Телешовка, Лозовой, Садовка и Крюково из-за стихии не могли добраться до районного центра, поэтому администрация организовала круглосуточную переправу. Также перекрыта была автомобильная дорога регионального значения в самой Пестравке, на улице Майской. А уровень воды над дорожным полотном моста в селе Мосты достиг рекордных 5,65 метра. Для размещения эвакуированных в райцентре обустроили четыре пункта временного размещения – на базе Пестравского техникума имени Героя Социалистического Труда А.У. Сычёва, а также в детском саду «Родничок» поселка Нефтянка (сам детсадик временно не работал) и в двух гостиничных комплексах.

Сегодня село потихоньку восстанавливается. Большая вода ушла, и временные транспортные трудности остались в прошлом. Однако последствия паводка надолго останутся в памяти пестравчан в виде вздувшихся обоев, съехавшего линолеума и «хлюпающего» огорода. И, конечно же, в памяти мобильных телефонов. Между тем в соцсетях сельчане продолжают писать слова благодарности в адрес местной администрации, специалистам районного управления социальной защиты населения и, конечно же, соседям.

Вот только одно из них, написанное Ольгой Лебедевой: «Спасибо главе сельского поселения Пестравка Сергею Плеванюку, его заместителю Андрею Сорокину, работникам И. Зинковскому и С. Пильщикову за организацию переправы во время паводка. Всем соседям – Тепловым, Берестовым, Коптевым, Суховым – огромное спасибо».


Наша справка

* В Самарской области собственники 928 пострадавших от паводка домов получили компенсацию в размере 100 тысяч рублей.
* На финансовую помощь в размере 10 тысяч рублей (на каждого члена семьи) было подано 7 195 заявлений. Первоочередные выплаты направлены всем заявителям.
* Среди пострадавших 139 многодетных семей (737 человек). Все они получили выплаты по 10 тысяч рублей. По 100 тысяч рублей направили 55 домовладельцам. 


Важно

На особом контроле поддержка семей участников спецоперации. Необходимые выплаты получили 186 членов семей военнослужащих – от паводка пострадали 78 домов, где они проживают. Дополнительная социально-бытовая помощь потребовалась владельцам 43 жилых домов. Среди решенных вопросов – замена газового котла, мебели, откачка воды из погреба, ремонт помещений, восстановление забора, приобретение кормов для домашнего скота.

Автор: Диана Дисонова.

Фото: предоставлены администрацией Пестравского района.