Девятый по счету и первый в столь необычном - гибридном формате – в полупустом зале только лауреаты, остальные коллеги по цеху смотрят трансляцию онлайн. Все гости в масках, которые разрешено снять только на время вручения награды. Женщины, услышав о маленьком послаблении, выдыхают с облегчением: на памятной фотографии рядом с главой региона хочется быть красивыми. Ну а в первые минуты встречи в фойе приглашенные гости идентифицируют друг друга по глазам.
Правила конкурса тоже претерпели изменения. Авторские материалы журналисты могли выставить исключительно в рамках одной темы, посвященной 75-летию Великой Победы, а среди творческих коллективов выбирали тех, кто в течение прошлого года на должном уровне рассказывал о позитивных изменениях в области.
«Социальную газету» оценили в одной номинации, но зато в какой! Писать о Великой Отечественной войне и ветеранах крайне сложно, потому что высоки вероятность впасть в излишнюю пафосность и риск скатиться до сухих, банальных фраз и приевшихся штампов, которые не имеют смыслового зерна. А мы всегда стремимся к живым, цепляющим читателя текстам. Предполагаем, что члены жюри оценили не только и не столько тему, но и саму подачу материала.
В новый сборник, о котором рассказала Елена Дмитричкова, победившая от «Социалки», вошли стихи наших земляков Романа Тимофеевича Тимофеева и Василия Васильевича Семенова. В одном томе – война глазами юноши-солдата, прошедшего боевой путь от Курска до Берлина, во втором – война глазами дошкольника из оккупированной деревушки. Причем иллюстрации к сборнику красочного издания сделаны самарскими ребятами – воспитанниками художественных школ. Этих мальчишек и девчонок смело можно считать соавторами книги, потому что благодаря их соучастию задумка – связать поколения духовными скрепами – попала точно в цель.
Больные вопросы: как сохранить историческую память, как передать правду современной молодежи, которая ни фронтовиков в
живых не застала, ни их орденов в руках не держала, ни Штирлица не знает, ни фильмов о войне. А минувший беспощадный год даже помог в достижении данной цели, потому что ребята своими глазами увидели, как привычная, размеренная и в общем-то обустроенная, счастливая жизнь может вмиг перевернуться, парализовать весь мир и посеять страх. Говорят, почти как в 1941-м… Прадеды застали Вторую мировую, внуки переживают первую ковидную войну, успевшую за год унести более двух миллионов жизней.
Среди тех, кого забрал этот беспощадный год, были и наши коллеги-журналисты. Это наш, родной для «Социалки», Александр Альбертович Эйнман, Ольга Арянина, в январе не стало Валерия Малькова… Мы не будем сейчас детализировать, кто в каком возрасте и от чего умер – не это главное. Главное – насколько хрупка человеческая жизнь: был человек – и нет его.
Профессиональные журналисты – старая гвардия и современные острые перья – увы, нас так мало осталось. Сейчас, когда всё больше людей думают, что они умеют думать и каждый мнит себя стратегом, взирая бой со стороны, профессионалы – на вес золота. Ведь сегодня пишут все, кому не лень. Но хорошо пишут – единицы. Способность складывать буквы в слова, а слова в предложения еще не делает из человека писателя. Одни видят только розовых слонов, другие рожают скучные и унылые тексты. А где аналитика? Где образность и глубина? Где личный опыт и способность отличить правду от кривды? Нету. Редкость. Потому что для этого уже талант нужен.
Смеем надеяться, что «Социальная газета» - в числе тяжеловесов. У нас есть своя философия и армия читателей, которая нам доверяет. А доверие аудитории - самая ценная и твердая валюта. В этом плане мы очень богатое издание. Издание с репутацией. Да будет так и впредь!