На плечах титанов

В Самаре есть уникальный центр, где собрана крупнейшая в мире коллекция авиационных двигателей.

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
НЕ ПРОСТО МУЗЕЙ

Немногие знают, что в одном из корпусов бывшего аэрокосмического университета, в Центре истории авиационных двигателей имени Н.Д. Кузнецова, собрана крупнейшая в мире коллекция отечественных авиационных газотурбинных двигателей, а также авиационных поршневых и ракетных двигателей, насчитывающая около сотни единиц техники. Здесь представлены двигатели всех типов, разработанные в основном конструкторскими бюро СССР и СНГ. Среди них турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-6, двигатель ракеты-носителя «Восток» РД-107, обеспечивавший первый полет человека в космос, двигатель ракеты для полета на Луну НК-33, двигатели РД-900, НК-12, РД-16-15, НК-56, НК-92, НК-144, Д-20П, АЛ-31Ф, РД-45, РД-9Б и другие. Есть и настоящие раритеты вроде немецких турбореактивного двигателя JUMO-004, использовавшегося на самолетах компании «Юнкерс», и турбовинтового двигателя JUMO-022.
В этом году центр, созданный в 1991 году в СГАУ, на базе моторного класса кафедры конструкции и проектирования двигателей, отметит свое 30-летие. Но экспонаты, представленные здесь, начали собирать гораздо раньше – с 1942 года, когда был основан Куйбышевский авиационный институт. Их используют в учебном процессе, при подготовке будущих специалистов, которые изучают конструкцию авиационных двигателей всех поколений.
– Есть такое выражение: «Мы стоим на плечах титанов», – говорит директор центра доктор технических наук, профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Владимир Андреевич Зрелов. – Ведь всё новое рождается на базе предшествующего. – Современная молодежь неплохо орудует с компьютерами, с телефонами, но к двигателю часто боится даже подойти. А мы здесь учим наших студентов: не бойтесь, берите гаечные ключи. Доходит до того, что один жалуется: ой, я руку повредил. Да это хорошо. Когда ты будешь конструктором, ты сделаешь так, чтобы этот двигатель было удобно обслуживать. Студенты приходят сюда с большой охотой, мечтают здесь работать.
Второе назначение ЦИАД имени Н.Д. Кузнецова заключается в том, что он является научным центром, где ученые, инженеры, конструкторы занимаются анализом развития конструкции двигателей, исследуют пути их развития и прогнозируют возможные будущие технические решения. За опытом конструкторов прошлого сюда приезжают специалисты с предприятий и из исследовательских институтов, в том числе из других городов.
А еще в Центре истории авиационных двигателей есть уникальный музей, подобные которому в мире можно перечесть по пальцам, а в нашей стране он единственный в своем роде. В нем собраны отечественные разработки, являющиеся концентрацией передовой технической мысли. Ведь авиационный двигатель – это один из самых сложных механизмов, созданных человеком за всю свою историю. Одна только лопатка турбины, по словам Владимира Зрелова, по сложности и трудоемкости изготовления сопоставима с автомобилем. А сколько таких «автомобилей» крутятся в двигателе? При этом температура газа, проходящего через механизм, нередко превышает температуру плавления материала самих лопаток, а значит, нужно продумать такие системы защиты, чтобы этот двигатель мог работать многие десятки часов.

СДЕЛАЛИ НЕВОЗМОЖНОЕ

На вопрос о любимом экспонате Владимир Андреевич отвечает неохотно – как может быть среди своих детей один любимый? Но все же показывает двигатель, стоящий прямо у входа, с косо упирающейся в стену лопастью винта, – НК-12.
– Он предотвратил начало третьей мировой ядерной войны…
Как известно, вскоре после окончания Второй мировой началась холодная война. Черчилль произнес свою знаменитую речь в Фултоне, и это стимулировало разработки, связанные с новым видом оружия – ядерным. У США существовал план, в соответствии с которым были намечены около трехсот целей на территории Советского Союза, и Куйбышев, кстати, был третьим - после Москвы и Ленинграда. Атомную бомбу советские ученые изготовили довольно быстро, однако в отличие от Соединенных Штатов у СССР не было военных баз вблизи американских границ, поэтому необходимо было создать самолет с большой грузоподъемностью и экономичный, чтобы ему хватило топлива долететь туда и вернуться обратно. К разработке такого самолета приступило конструкторское бюро Туполева, а за создание двигателя взялся молодой коллектив талантливого куйбышевского конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова.
– Многие авторитетные специалисты говорили, что этого сделать нельзя, – замечает Владимир Зрелов. – Но, к счастью, эти ребята не знали, что этого сделать нельзя, и вот перед вами самый мощный, самый экономичный и самый надежный турбовинтовой двигатель в мире мощностью 15 тысяч лошадиных сил. До сих пор подобного нигде не создано. Этот двигатель с 1954 года производился в нашем городе. И сейчас он, модернизированный, используется в стратегической авиации нашей страны - на бомбардировщике Ту-95. И после все заговорили об этом замечательном коллективе, об этой молодежи, которая сумела создать уникальный двигатель.
Кстати говоря, основу конструкторского бюро заложили немецкие специалисты, которых пригласили сюда в 1946 году, и первые выпускники Куйбышевского авиационного института, созданного в 1942 году, когда еще не был ясен исход войны.
– Самара – уникальный город с точки зрения аэрокосмического комплекса, - уверен Владимир Зрелов. – Этот аэрокосмический комплекс был практически полностью автономен. Здесь были заводы, которые производили и конечную продукцию – самолеты, ракеты, и всё, что необходимо для этого, - двигатели, радиоэлектронное оборудование, подшипники. Даже топливо было свое – знаменитая нефть, которую добывали в Куйбышевской области, названной «вторым Баку». И та молодежь, которая пришла на работу в конструкторское бюро, поражала немецких специалистов своими глубокими знаниями в области физики, математики, аэродинамики. А знания эти были у них потому, что в нашем авиационном институте работали ведущие ученые, специалисты многих предприятий, организаций, эвакуированных сюда во время войны.

ГЛАВНОЕ – НАДЁЖНОСТЬ

В 60-е годы начала бурно развиваться гражданская авиация. Одним из двигателей, созданных для пассажирских самолетов в конструкторском бюро Кузнецова, стал НК-8.
– Здесь очень много интересных решений. Этот элемент называется камера сгорания, у нее огромное количество форсунок, – показывает Владимир Андреевич. – Ни в одном двигателе вы такого не увидите. В то время в конструкторском бюро занимались еще и ракетной техникой, и это взаимное влияние конструкторской мысли привело к замечательным результатам. Когда создавались двигатели для гражданской авиации, Кузнецов говорил: мы людей возить будем, самое главное – надежность. И действительно, эти двигатели отличались очень хорошими показателями с точки зрения надежности.
Впоследствии различные модификации этого двигателя использовали в других разработках - в частности, легендарного экраноплана, совмещающего в себе функции морского судна и самолета и способного передвигаться по воде и на небольшой высоте в воздухе.
Немало в этом удивительном музее и других уникальных разработок КБ Кузнецова и других конструкторов – например, ряд двигателей, работающих на жидком водороде, ракетные двигатели, которые поднимали на орбиту Земли первые космические корабли «Восток», двигатели для военных и гражданских сверхзвуковых самолетов. Один из таких, НК-25, использующийся на бомбардировщике-ракетоносце Ту-22М3, превращенный в учебное пособие для студентов, занимает почетное место в экспозиции центра.
Технологии авиационных двигателей вовсю используются и на земле, в других отраслях промышленности. Так, на основе знаменитого двигателя НК-12 изготовлена энергоустановка для перекачки газа на газопроводах. Такая установка тоже есть в экспозиции ЦИАДа. А чаша олимпийского огня на Олимпийских играх 2014 года в Сочи? Она тоже была разработана и сделана в Самаре, на ПАО «ОДК-Кузнецов». При этом за основу была взята форсажная камера двигателя самолета Ту-160. Ведь олимпийский огонь не должен погаснуть ни от случайного порыва ветра, ни от стихийного бедствия.
Коллекция центра постоянно пополняется. В частности, недавно там появились тренажеры, которые позволяют обучать управлению самолетом. После реставрации они будут не только включены в экспозицию, но и использоваться для обучения студентов.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Центр истории двигателей уникален - он единственный в стране. Его экспонатами пользуются не только ученые, студенты и преподаватели Самарского университета и специалисты предприятий области. Из многих городов и даже из других стран сюда приезжают ведущие инженеры, чтобы перенять опыт наших моторостроителей. Приходят сюда и обычные самарцы, и гости нашего города, и школьники, для некоторых из которых посещение центра может стать определяющим в выборе профессии.
Значение центра не исчерпывается масштабами Самарской области - это национальное, всероссийское достояние. Поэтому, считают Владимир Зрелов и его коллеги, необходимо повысить статус центра до государственного, федерального. И очень хочется надеяться, что те властные органы, от которых это зависит, примут наконец такое решение.

Надежда Локтева