Быть на все 100 в Самаре

Интервью со стобалльницей по ЕГЭ, а теперь студенткой Самарского университета Александрой Чмышук.

Наука и образование
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times


В последнее десятилетие по всей России наблюдается не обнадёживающая тенденция: выпускники, набравшие наивысший балл, стремительно покидают родные места, отдавая предпочтение московским и питерским вузам.
Отмечу, что с 2021 года в соответствии с постановлением губернатора Самарской области выпускникам 11-х классов, поступающим в вузы и ссузы родного региона, полагается единовременная денежная выплата в размере 10 000 рублей. Эта сумма мотивирует молодое поколение получать высшее и среднее профессиональное образование в Самаре и области. Однако это далеко не единственная причина оставить здесь свое сердце.

Нам удалось поговорить со студенткой 2 курса «Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева» Александрой Чмышук, сдавшей ЕГЭ по литературе в 2022 году на 100 баллов.

- Александра, расскажи, почему два года назад ты выбрала Самарский университет для поступления?

- Я начала задумываться о городе, в котором буду продолжать обучение после школы, где-то в конце, может быть, даже в середине десятого класса. Для меня было важно выбрать вуз, в котором будут гуманитарные направленности — литературоведение, журналистика, режиссура и тому подобные. Душа у меня изначально лежала к чему-то такому. Это был период, когда я серьёзно увлекалась всевозможными пьесами, театральными постановками, потому и выбор был очевидным – журналистика или сценарная направленность. Ну а там, соответственно, два варианта – Санкт-Петербург и Самара. В Самаре, по рассказам моих знакомых, очень хорошая кафедра журналистики, а в Петербурге я сама обнаружила кафедру, которая специализируется на обучении написанию пьес. Окончательным решением стало поступление в Самарский университет имени С.П. Королева, потому что я хотела финансовой сепарации от родителей, чтобы не отягощать их оплатой за дальнейшее обучение и мое проживание. Несмотря на то, что сейчас я продолжаю жить с родителями, по большей части все свои расходы я покрываю сама: учусь на бюджете и получаю повышенную стипендию за хорошую учебу. К тому же в Самаре у меня есть уже сформировавшийся круг общения, близкие друзья, которые могут мне помочь в сложной ситуации. Исходя из этого я решила, что целесообразнее будет получить образование в моем родном городе, а не уезжать в другой ради какой-то заветной мечты, которая может и не сбыться.

-Получается, мысли поступить в крупные города всё же были?

- Конечно, у меня возникали мысли поступить и в Санкт-Петербург, и в Москву. Но, как казалось, эти два города просто не для меня. Санкт-Петербург — это, к сожалению, город не для метеозависимых, а я именно такой человек. Частая смена погоды не только нагоняет на меня тоску, но и вызывает сильные головные боли. Москва такой ритмичный город, а я человек спокойный по жизни, никогда никуда не бегу. Ну и, конечно же, вопрос сепарации. Здесь, в Самаре, у меня есть, грубо говоря, некий бэкграунд, своего рода подушка безопасности, которой не было бы в любом другом месте.

- Почему ты выбрала именно журналистику?

- Давным-давно где-то на просторах интернета я прочитала очень интересный рассказ. Не могу вспомнить автора, но отчетливо помню, что один из героев был в кружке журналистов от кафедры литературоведения. Текст так меня заинтересовал, что в голове засела мысль: «Быть журналистом очень здорово». К тому же у меня всегда вызывали восторг различные молодежные журналы, я ими, можно сказать, зачитывалась. Мне нравилась идея, что журналисты встречаются со знаменитостями, узнают о них что-то личное, задают вопросы. Изначально это был детский интерес, подкрепленный любопытством, а спустя годы я подумала: «Почему бы и не попробовать себя в этом?». И я поступила в университет». В целом, придерживаюсь позиции, что журналистика открывает многие двери, дает тысячи возможностей для реализации в будущем, и не только в качестве журналиста, но и в дочерних профессиях.

- Не можем не задать, пожалуй, самый животрепещущий вопрос. Как сдать литературу на 100 баллов без волшебной палочки под рукой?

-На ЕГЭ я сдавала 4 экзамена, и по всем у меня достаточно хорошие результаты (чуть меньше 90 баллов по всем предметам). По базовой математике я получила «пять», хотя считаю, что в ней являюсь полным нулем, вот не понимаю и всё тут. Мне тяжело даются вычисления, я считаю столбиком даже самые простые примеры, поэтому база (базовая математика – прим.автора) оказалась для меня сложнее литературы. Но я хочу сказать, что при должной подготовке и трудолюбии можно свернуть горы. В моем случае сыграло роль именно это. Я просто готовилась, тратила большую часть своего свободного времени на хорошую сдачу экзаменов. Не потому, что мне кто-то так сказал, я сама захотела доказать семье и друзьям, что ЕГЭ — это не что-то сверхъестественное. Это просто проверка знаний, которые все школьники получают на протяжении 11 лет. Именно поэтому я считаю, что здесь не нужны никакие заклинания и волшебные палочки, заговоры, гадания на картах Таро. Все можно сдать благодаря собственному труду.

- Пришлось прибегнуть к помощи репетиторов? Или готовилась к ЕГЭ самостоятельно, исходя из знания школьной программы?

- У меня не было репетиторов до середины 11 класса. На протяжении десяти лет обучения готовилась к контрольным и понимала материал я исключительно самостоятельно, а вот на последнем году обучения, по рекомендации, я попала к прекрасному человеку, который делал акцент не на заучивании материала, а на том, насколько мне самой это нужно. Такой подход к репетиторству нельзя назвать стандартным, но мне он очень подошел, а вот моей однокласснице, которая тоже ходила к этому репетитору – нет. От нее отказались, поскольку заниматься она сама не особо хотела. Я бы даже сказала, что репетитор сыграла большую роль даже не в моей подготовке, а в плане поддержки моего психологического состояния, что очень важно. Она всегда спрашивала, как у меня дела, рассказывала интересные истории, чтобы разбавлять тот процент негатива, который копился во время подготовки, чтобы снизить мою нервозность. Мой наставник - человек с большой буквы, с которым мы были даже не ученицей и репетитором, а друзьями. Это, наверное, послужило дополнительным источником воодушевления и желания работать усерднее. Да, она дала очень много дополнительных знаний, но не могу сказать, что меня научили с нуля. В том, чтобы подготовиться к ЕГЭ по литературе за пару месяцев на такой высокий балл, мы обе приложили много усилий.

- Как относишься к репетиторам в целом? В последнее время этот род деятельности среди учителей и студентов стал очень популярным. Можно ли обойтись без них?

- Вопрос сложный. На мой взгляд, это чисто индивидуальный момент. Для одних жизненно необходимо, чтобы был какой-то наставник, человек, который будет следить за подготовкой, давать дополнительные знания, еще раз все объяснять, мотивировать что-то делать. Для других репетитор нужен, как для меня, просто чтобы закрепить и систематизировать всё то, что ты накопил до этого. Я могу сказать, что, возможно, смогла бы написать ЕГЭ на стобалльный результат и без репетитора, но в любом случае, мне кажется, что все равно в конце обучения должен присутствовать тот, кто сможет разложить по полочкам все накопленные знания. Единственное, я предвзято отношусь к онлайн-школам, лично для меня в них мало прока, но уверена, есть люди, которым такой формат подготовки к экзаменам помогает и упрощает жизнь. Я делаю выбор в сторону репетиторов, поскольку для меня это те люди, которым нравится ученик, а ученику в свою очередь хочется ходить к наставнику на занятия. В этом индивидуальном тандеме и рождается успех.

- Можешь описать свой распорядок дня при усиленной подготовке к ЕГЭ? Многие школьники жалуются на постоянную нехватку времени, где нет места развлечениям и отдыху. У тебя было также?

- Если говорить про распорядок дня, то скажу, что я попала в очень неприятную ситуацию: долгое время лежала в больнице, у меня была очень тяжелая и длинная реабилитация. И, грубо говоря, с больничного я вышла в середине апреля, а с середины декабря началось мое домашнее обучение. Конечно, я появлялась в школе, чтобы писать контрольные и самостоятельные работы, сдавать домашние задания. В такие дни я приезжала, сдавала материал, как и остальные ребята в классе. Единственное, я физически не посещала школу на ежедневной основе. Возможно, это тоже послужило некоторым фактором хорошей сдачи экзаменов, потому что не было гнета со стороны учителей, которые любят запугивать своих учеников: «Не сдадите ЕГЭ и будете всю жизнь дворниками работать!». У нас, конечно, не часто такое случалось, но бывали и те преподаватели, которые наседали на ребят психологически.

У меня был обычный распорядок дня: я вставала и делала сначала свои больничные, потом домашние дела. После, начинала готовить всякие дополнительные материалы: читала статьи, литературу, которая не входила в обязательный кодификатор. Очень много времени посвящала поэзии, потому что у меня с ней были серьезные проблемы. К сожалению, в моей школе вся любовь доставалась математикам и физикам, а вот литературу, по моему мнению, не очень хорошо преподавали. Я сама договаривалась с учителем о дополнительных индивидуальных консультациях, и времени на развлечения просто не оставалось. Отдых был, а вот развлечений не было ещё и потому, что я сидела дома на больничном и целыми днями готовилась к ЕГЭ. Наверное, благодаря этому мой усиленный этап подготовки прошел чуть легче, но были и отягощающие моменты, которых я никому не пожелаю пережить.

- Успех кроется в постоянном заучивании материала или в планомерной подготовке?

- Рассматривая этот вопрос с точки зрения сдачи литературы, скажу, что у меня была планомерная, долгая подготовка, которая началась ещё в седьмом классе. В тот период я действительно полюбила этот школьный предмет, боготворила его, читала очень много книг. У меня во дворе есть большие качели, помню, как каждый день сидела и зачитывалась новыми произведениями. Так, с новыми прочитанными текстами в моей голове откладывался материал, который в дальнейшем помог с подготовкой к ЕГЭ. Но стоит заметить, что я ничего и никогда не заучивала, не зубрила ни по одному предмету. Всегда хватало накопленных за годы обучения знаний. Зубрёжки я почти в своей школьной программе не встречала, кроме, пожалуй различных дат по истории и правил по русскому языку, на которые все ученики опираются. На ЕГЭ я пошла по принципу – лучше долго, но качественно, хотя этот подход индивидуальный и подойдёт не каждому. Тут как с репетиторами. Кому-то проще зазубрить материал и прийти рассказать его, а кому-то легче учить размеренно, в течение долгого времени, а в конце просто структурировать материал.

- Сейчас, во время учебы в университете, придерживаешься тех же мыслей?

- По поводу вышесказанного - да, ничего не поменялось. Всё ещё придерживаюсь. Я никогда не прокрастинирую (не откладываю на потом – прим.автора), наоборот стараюсь делать всё заранее, чтобы к моменту сдачи у меня уже был материал. За день до экзаменов я не зубрю, готовлюсь к ним в течение семестра.

- Какой совет можешь дать ребятам, которым только предстоит сдача экзаменов? Как не волноваться и справиться на все 100?

- Как бы банально это ни звучало, тем более от меня, на ЕГЭ жизнь не заканчивается. Это не самый главный момент, чтобы волноваться, переживать, или тем более делать из-за стресса вещи похуже. Главное, просто искренне любить предмет, который ты сдаешь: не надо выбирать обществознание, если ты не питаешь к нему интереса. С литературой и другими предметами всё работает точно также. Я считаю, что университет, специальность, предметы для сдачи ЕГЭ нужно выбирать чисто из своей любви и привязанности к каким-то определенным сферам, нельзя идти по чьей-то указке. Я выросла в семье экономиков. И где нахожусь сейчас? На факультете журналистики, и я целенаправленно пошла на гуманитарную специальность. Сделала это не потому, что хочу быть белой вороной, а потому что у меня к этому душа лежит. Всегда выбирайте то, что вам нравится, а не то, что вызывает интерес у ваших родителей, друзей и учителей. Также могу сказать, что главное не волноваться и не пугаться. ЕГЭ – это правда не что-то грандиозное, каждый ребенок может стать его на 100, и 90+. Всё решает трудолюбие и желание достичь определенной цели.

Автор: Анна Мельникова.
Фото предоставлено автором публикации.