"Три кита" профессора Владимира Зрелова

У каждого из нас – своя опора, на которой всё держится. Для Владимира Андреевича Зрелова эти «три кита» – преподавательская деятельность, наука и возглавляемый им Центр истории авиационных двигателей.

Наука и образование
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

ТЕХНАРЬ – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Пока в шестидесятые годы ровесники Володи Зрелова решали, к какой когорте – физиков или лириков – присоединиться, он уже совершенно точно знал, что его стезя – техника. Потому что ему всегда нравилось что-то делать своими руками. Он постоянно занимался в кружках юных техников, которых в советское время было великое множество. Только выбирай, что больше по душе – мастерить авиамодели, действующие макеты водных судов или автомобили собственной конструкции. А тут еще масла в огонь подливали первые полеты в космос. И он твердо решил, что после школы поступит в Куйбышевский авиационной институт. Причем на факультет, где учат конструировать двигатели, благодаря которым поднимаются в воздух самолеты, уходят в космос ракеты.

"Три кита" профессора Владимира Зрелова

«ПУТЁВКА» ОТ КУЗНЕЦОВА

А через несколько лет уже дипломированным специалистом пришел в засекреченное в то время КБ Николая Дмитриевича Кузнецова, где довелось участвовать в разработке двигателей для полетов на Марс, на Луну. Но Кузнецов достаточно быстро разглядел в молодом конструкторе серьезный научный потенциал, и с его легкой руки Владимир Зрелов сменил работу на заводе на преподавательскую деятельность в своей альма-матер – в КуАИ. С той поры прошло уже больше четырёх десятков лет. И скольким студентам он передал сначала азы, а потом тонкости и секреты конструкторских разработок авиационных двигателей, подсчитать весьма непросто.

СО ШПАРГАЛКАМИ ВХОД РАЗРЕШЁН

Кстати, наверняка многие студенты мечтают о таком преподавателе, как профессор Владимир Зрелов. Потому что на его экзамен можно в открытую прийти хоть с учебным пособием, хоть с конспектами, хоть со шпаргалками. Да и, не таясь, пользоваться интернетом не возбраняется.

– Я не требую, чтобы студенты наизусть знали формулы. Зачем их заучивать, ведь в любой момент при необходимости можно заглянуть в справочник, в учебник. Куда важнее уметь применять эти формулы на деле. И я не навязываю знания, а учу студентов эти знания осознанно, без зубрежки накапливать, работать самостоятельно. Мне куда важнее, чтобы они были способны обосновать, например, почему конкретный узел или деталь двигателя сделаны так, а не иначе, и что будет, если произойдет какая-то нештатная ситуация. Важно, чтобы они, что называется, включали голову и показали, как полученные от меня на лекциях знания они смогут применять на практике. А система обучения основана на математике и физике, потому что именно они учат выстраивать логические цепочки, что в конечном итоге приводит к хорошим результатам. К пониманию, что в конструкции нужно усовершенствовать, как ее можно изменить.

Листая страницы истории
Что касается научной работы В.А. Зрелова, то это подготовленные им обстоятельные монографии.
Именно ему первым в нашей стране удалось, прорвавшись сквозь завесу секретности, написать книжку про конструкторское бюро «закрытого» завода. Естественно, писал он о том, что ему близко и хорошо знакомо – о КБ Николая Дмитриевича Кузнецова. Монографию назвал «Двигатели НК», а генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей лично написал к ней вступительную статью.
Из-под пера Владимира Андреевича вышло и интереснейшее издание, посвященное работе и жизни в поселке Управленческий немецких специалистов, которых после войны привезли сюда, чтобы они передавали молодым советским инженерам и конструкторам опыт работы над трофейной немецкой техникой. И вчерашние студенты - а сюда был направлен на работу практически в полном составе первый выпуск КуАИ - активно впитывали этот опыт.

Работа над монографией была непростой. Фактуру Владимир Андреевич буквально по крупицам собирал и в беседах с очевидцами и участниками событий того периода, и в архивах. Издание получилось с одной стороны историко-биографическое, а с другой - научное, поскольку Владимир Зрелов весьма подробно описывал трофейные авиадвигатели. Вышла монография и на русском, и на немецком языках, была написана объективно, с уважением к знаниям, опыту и отношению к работе немцев. И за это они были благодарны автору.

А в 2021 увидела свет уникальная трилогия, посвященная развитию отечественного авиационного двигателестроения. Это была коллективная работа, в которой кроме В.А. Зрелова участвовали его коллеги из Москвы, Рыбинска и Санкт-Петербурга. А сам Владимир Андреевич выступил не только как соавтор всех трех книг, но и как один из научных редакторов трилогии. В авторском коллективе каждый освещал наиболее близкую ему тему, и в результате получилось издание, содержащее подробнейшую информацию о двигателях военных и гражданских самолетов и вертолетов СССР и России. По полноте освещения темы монография не имеет в мире аналогов.

Причем это вовсе не «засушенное» техническое издание: подчас о двигателях здесь рассказывается как о живых существах (именно так к ним относились создатели и испытатели). У некоторых двигателей параллельно с обычными буквенно-цифровыми обозначениями были еще и прозвища. Например, «Француженка», «Солдат», «Гадкий утенок», и у каждого – своя история, интересные факты.

«РУССКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»

Когда Владимир Андреевич Зрелов оказывается в Центре истории авиационных двигателей университета (а это одновременно и музей, и научно-образовательная лаборатория), он совершенно преображается. Из физика превращается в стопроцентного лирика. Потому что видит перед собой не бездушную железяку, пусть даже очень грамотно и даже хитроумно сконструированную и мастерски изготовленную, а великолепное создание. Ну, конечно, не настолько прекрасное, как Джульетта для Ромео, но что-то очень близкое к этому.

И о любом имеющемся в экспозиции экспонате – а здесь только подлинники – он знает абсолютно всё, поэтому может рассказывать о нем почти бесконечно.

– Эти экспонаты дают возможность учёным и студентам нашего университета критически оценивать их конструкцию, выявлять всё самое хорошее, эффективное в разных двигателях, в том числе зарубежных, и на этой основе составлять представление, как двигаться дальше, – рассказывает В.А. Зрелов. – А для студентов это великолепные наглядные пособия. Ведь по чертежам бывает сложно представить, как в реальности выглядит тот или иной узел или двигатель в целом. А здесь можно не только все увидеть в реалиях, но и потрогать своими руками и даже собрать-разобрать узлы, что студентам очень нравится, причем не только юношам, но и девушкам. Тем более что они понимают: так они приобретают навыки, изучают конструкцию и, что называется, набивают руку. Впоследствии это им поможет понимать, как эти узлы и детали усовершенствовать, сделать лучше, удобнее в сборке, надежнее в эксплуатации. Наши зарубежные коллеги использование в учебном процессе натурных двигателей даже назвали «русским методом обучения».

Владимир Андреевич официально считается основателем центра, датой рождения которого значится 1991 год. Но сам он подчеркивает, что фактически «коллекционирование» авиадвигателей началось с самых первых лет существования института, то есть с 1942 года. И поскольку в советское время ведущие специалисты предприятий прекрасно понимали, насколько важно иметь в учебном институте подобные наглядные пособия, они шли навстречу просьбам передать вузу двигатели, отработавшие свой ресурс.

В этом вопросе в свое время серьезно помог и заместитель министра авиационной промышленности В.М. Чуйко - он дал Владимиру Зрелову официальное письмо, в котором рекомендовал всем предприятиям отрасли оказывать содействие КуАИ в сборе экспонатов для музея. Здесь представлены все воздушно-реактивные двигатели всех КБ нашей страны. Есть и несколько зарубежных экземпляров, которые удалось добыть в основном налаживанием личных контактов. Например, когда Зрелов оказался в Англии, где читал лекции в Крэнфилдском университете, он «задружился» с самой известной и авторитетной в мире технической компанией «Роллс Ройс», и через некоторое время в Самару прибыл авиадвигатель с маркой этой фирмы.

Несомненный плюс центра – его дверь открыта абсолютно для всех – от школьников до государственных деятелей и послов разных стран. Здесь побывали и граф Пётр Шереметев, в то время возглавлявший Международный совета российских соотечественников за рубежом, и академик РАН, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, который так оценил центр: «Самый интересный музей, в котором я побывал».

И это не удивительно, ведь в центре среди почти сотни экспонатов есть совершенно уникальные экземпляры, в том числе из тех, что впервые в мире были созданы именно в нашей стране. Это, в частности, авиационный двигатель, работающий не на керосине, а на жидком водороде, или двигатель для первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта. Поражает размерами двигатель-великан для сверхтяжелых транспортных самолетов «Руслан» и «Мрия» (его длина почти 5,5 метра, диаметр 2,3 метра, вес более четырех тонн) и жидкостный ракетный двигатель НК-33, про который американцы сказали, что лучше сделать просто невозможно. Над этим двигателем работали молодые специалисты с дипломами КуАИ, в том числе и Владимир Зрелов, чем он очень гордится.

ОНИ НЕ ЗНАЛИ СЛОВА «НЕВОЗМОЖНО»

Но, конечно, больше всего в центре двигателей марки НК, то есть вышедших из фирмы Николая Кузнецова. Среди них мотор для самолета, который, по сути, предотвратил третью мировую войну.
Это был период, когда американцам уж очень хотелось навсегда покончить с «костью в горле» – Советским Союзом, причем с помощью атомного оружия, которое они успели опробовать на Хиросиме и Нагасаки. В нашей стране атомная бомба уже тоже была создана и испытана. Но как ее доставить к месту либо ответного, либо превентивного удара? Расстояние до Америки немалое, значит, двигатель самолета должен быть мощным и экономичным. Ведущие специалисты страны утверждали, что такой мотор создать невозможно. Только молодые конструкторы КБ Кузнецова не знали, что этого сделать нельзя, поэтому в весьма сжатый срок создали двигатель с необходимыми параметрами. И США пришлось отказаться от своих агрессивных планов.

С той поры прошло полвека, а созданный на нашей волжской земле двигатель по-прежнему является самым мощным, самым надежным и экономичным турбовинтовым двигателем в мире. Он - основа стратегической авиации России, именно на нем и сегодня летают наши бомбардировщики.

…Сейчас Владимир Андреевич Зрелов числится в отпуске. Но он нет-нет, да и заглядывает в центр, где вовсю идет работа над освоением очередной новинки – мощного экспериментального двигателя, который не так давно доставлен в университет с предприятия «ОДК-Кузнецов». А это означает, что учебный год у будущих конструкторов авиадвигателей начнется с интересного знакомства с уникальным двигателем.

Илья Лейковский, заведующий учебной лабораторией кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Самарского университета имени Королёва.

– Владимир Андреевич Зрелов – мой наставник и учитель. Человек, увлеченный своей профессией. Он энергичен и деятелен, при этом, несмотря на заслуги в преподавательской и научной деятельности, он совершенно лишен снобизма: не только с коллегами, но и со студентами разговаривает на равных, не дистанцируясь.
Он получил закалку в советское время, когда работал под руководством гениального конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Дмитриевича Кузнецова. Это было особое поколение, которое полностью отдавало себя работе. И понимало, насколько их работа важна для родной страны, поэтому и достигало больших успехов. Общаясь с Владимиром Андреевичем, ощущаешь мощь того времени. Он инженер с большой буквы, компетентный, увлеченный своим делом. Большая удача, что мне довелось с ним работать, чувствовать его поддержку и внимание.