Версия для печати

Прошлое в настоящем времени

Автор  фев 08, 2020 - 456 Просмотров
Оцените материал
(0 голосов)

Уважаемые читатели, присмотритесь внимательно к этому снимку. Вы видите Самару – ту, какую сто десять лет назад её увидел автор этой фотографии. Узнаёте место?
Первое, на что обращаешь внимание, так это на широкую грунтовую дорогу, которая лентой тянется к горизонту. Так раньше выглядела улица Ново-Садовая. Справа, за забором, – территория Трубочного завода. А до него здесь располагался ипподром.
На рубеже XIX – XX веков в Самаре было два действующих ипподрома, причем находились они на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Первый – вдоль современной улицы Ново-Садовой, второй – на Семейкинской дороге (сейчас это Московское шоссе, в районе клиник медуниверситета и станции метро «Московская»).
Строить завод начали в середине 1910 года, а запустили в 1911-м. Предприятие выпускало трубки-взрыватели для артиллерийских снарядов. Отсюда и его название. Хотя современному человеку оно больше известно как завод имени Масленникова. Новое название – в честь первого председателя послереволюционного Самарского горсовета Александра Масленникова – завод получил в 1923 году.
Уверен: у многих наших читателей найдутся воспоминания, связанные с этим крупным оборонным предприятием, где помимо военной продукции массово выпускали и гражданские товары. Кто-то из горожан здесь работал сам, а у кого-то трудились родственники или друзья. И наверняка многие бывали на концертах или кинопоказах в бывшем заводском клубе. Сейчас это КРЦ «Звезда». Торговый центр «Захар», открытый в одном из бывших корпусов завода, тоже известен горожанам. И, конечно, абсолютно все самарцы не раз проезжали этот участок улицы Ново-Садовой на автобусе или трамвае. Кстати, первыми пассажирами самарского трамвая в 1915 году были рабочие Трубочного завода. До цехов они также могли добраться и на конке – вагончике, который тянули лошади. Конно-железная дорога проходила параллельно Ново-Садовой, но с другой стороны заводской площадки, вдоль Волги. Однако через пару лет после запуска трамвая, в декабре 1917-го, конки в Самаре
отменили.

* * *
А теперь присмотритесь к «заднему плану» фотографии – к светлому пятну, находящемуся на некотором расстоянии от заводского забора. Это небольшое озерцо. Его уже нет в современной Самаре. Примерно век спустя неподалеку от места, где располагался этот водоем, появилось здание, в котором мы, сотрудники «Социальной газеты», сегодня работаем.
Еще дальше, за озерцом, виднеются купола храма. Это постройки мужского Николаевского монастыря. В наше время сохранилась лишь арка от его ворот. Она находится перед входом в военный госпиталь, на углу улиц Осипенко и Невской.
Вот сколько информации о прошлом мы можем получить благодаря одному архивному кадру, снятому неизвестным фотографом более ста лет назад с водонапорной башни. Благодаря ему и людям, сохранившим этот уникальный снимок, мы можем увидеть миг прошлого в настоящем времени.
И в заключение хочу поблагодарить историка-краеведа Глеба Владимировича Алексушина, от которого я впервые узнал о существовании этого снимка.

* * *

НАША СПРАВКА
В 1990-х годах ЗиМ обанкротился. В 2007-м площадку бывшего завода передали под жилую коммерческую застройку. Постоянные читатели «Социальной газеты» В.Б. Глот и Ю.И. Голованов не раз высказывались о необходимости создать в городе памятник ЗиМу и вернуть на площадку бывшего завода памятник Александру Масленникову.

* * *

Исторические юбилеи в 2020 году
• В 2020 году исполнится 115 лет со дня открытия конно-железной дороги в июле 1895 года.
• Прошло 110 лет с начала строительства Трубочного завода.
• И 105 лет со дня запуска электрического трамвая в феврале 1915 года.

Сергей ЗАХАРОВ.

Последнее от Socgaz