Город северного ветра

В Похвистневе можно провести досуг с пользой, окунувшись в историю или укрепив мышцы на уличных тренажёрах.

Город северного ветра

Фото Романа Грамотенко

Городская среда
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
ГЛАЗАМИ ТУРИСТА

В отличие от других малых городов области, Похвистнево пешком обойти сложно. Населённый пункт вытянулся вдоль железной дороги, по обеим её сторонам. Гуляешь по городу, и складывается впечатление, что частного сектора здесь ровно столько же, сколько и многоэтажной застройки. И мы не ошиблись: по официальным данным, соотношение между населением многоквартирных и частных домов – примерно 60 и 40 процентов. Но везде одинаково чисто – нет ни переполненных мусорных баков, ни брошенных у скамеек обёрток и бутылок.

В будни на улицах прохожих мало, в парках и скверах тихо, лишь изредка можно увидеть прогуливающихся пенсионеров или мам с детьми, и в этой малолюдности есть своя прелесть.

Бросилось в глаза то, что торговля в Похвистневе организована не так, как в Самаре. Если в областном центре стремятся к укрупнению, объединяя точки предпринимателей под одной крышей в ТЦ, то здесь аптеки и маленькие магазинчики занимают, как правило, первые этажи жилых домов. Есть в городе и большой рынок – «Центральный», где можно купить сельскохозяйственные продукты, найти мастеров по ремонту обуви, часов, изготовлению ключей, пошиву одежды.
Интересуемся, где можно перекусить. Оказывается, местный общепит – предмет особой гордости, и о нём с удовольствием рассказывают. Так мы открыли для себя кулинарию на улице Газовиков, где еда оказалась выше всяких похвал, а пирожки – как у родной бабушки.

Ещё одна гордость похвистневцев – местное мясоперерабатывающее предприятие, выпускающее халяльные колбасы, деликатесы и полуфабрикаты.
Имеется в Похвистневе и гостиница. Она здесь одна, но, думаю, ее вполне хватает.

…Туристам, как известно, нужны «хлеб и зрелища». И если с первым мы проблему успешно решили, то пришла пора узнать, какие же достопримечательности можно посмотреть гостям.

Город северного ветра

СТАНЦИЯ, С КОТОРОЙ ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Из Похвистнева до Самары можно добраться на электричке. Билет обойдётся в 238 руб­лей с копейками. Здание местного вокзала – одна из старейших построек в городе и является памятником архитектуры.

Возможно, по похвистневскому перрону прогуливался император Николай Второй, который в 1904 году совершал железнодорожное путешествие.
А в разные годы на станции Похвистнево были Михаил Фрунзе, Валериан Куйбышев, Климент Ворошилов. Именно сюда с февраля 1942-го прибывали военно-санитарные поезда, а горожане принимали раненых бойцов…

В напоминание о тех временах напротив южных дверей вокзала, в уютном сквере размещена скульптура солдата с надписью «Советская Армия – освободительница».

По сути, история Похвистнева началась отсюда, с железной дороги, которую открыли в сентябре 1888 года, а само здание железнодорожного вокзала, скромное, но элегантное, возвели в 1905 году. Сейчас внутри современный интерьер, а внешний облик здания строители восстановили в деталях, используя сохранившиеся чертежи и фотографии.

Неподалеку от станции, на другой стороне железной дороги, находится автовокзал – конечная остановка и для городского транспорта, и для автобусов, курсирующих в сёла района. Про него можно сказать одно: слава Богу, что есть. Помещение, где расположена касса и висит расписание, маленькое, основные места ожидания – на улице. Тут есть навес и скамейки – от дождя укроешься, а вот от мороза вряд ли.

Добраться на рейсовом автобусе из Похвистнева можно в сёла Большая Ёга, Алькино, Султангулово, Ясная Поляна, Первомайск, Савруха и другие – всего шестнадцать направлений. Только сёл в Похвистневском районе почти в три раза больше. Впрочем, неважное транспортное сообщение с глубинкой – проблема области повсеместная.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

На железнодорожной станции мы начали свой экскурс в историю. А продолжить его туристы могут, посетив городской крае­ведческий музей на улице Газовиков, 14. Хотите узнать, почему Похвистнево называется именно так? Многое удалось выяснить благодаря архивной работе сотрудников музея. Оказалось, что в 1505 году в Москву из Польши по приглашению князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, прибыл дворянин Панфил Похвиснев. Потомки обрусевшего шляхтича в течение последующих 250 лет несли военную службу в армиях русских царей и императоров, не поднимаясь при этом из средних офицерских чинов, пока гвардии капитан Измайловского полка Михаил Похвиснев в 1762 году не принял участие в перевороте при восшествии на трон Екатерины Второй. За заслуги его произвели в полковники, наградили орденом Анны первой степени и пожаловали «сельцо Архангельское, Липовка тож, со всеми прилежащими землями в Самарском уезде Симбирской губернии». В XIX веке село переименовали в Похвистнево, название которого стали писать с буквой «т». Как тогда считалось, для благозвучия.

Существует версия лингвистов, что эта дворянская фамилия образовалась от древнеславянского слова «похвист», или «позвизд». Так в далекие времена называли бога северного ветра и непогоды. Получается, что Похвистнево – это город северного ветра. Удивительно, но он здесь действительно преобладает в розе ветров. А железнодорожную станцию потом тоже назвали Похвистнево, как и расположенное неподалеку село.

Кстати, жителям Похвис­тнева не приходится мучиться вопросом, куда бы сходить. Кроме музея, в городе работают Дом ремёсел, где дети и взрослые осваивают различные виды рукоделия, Дворец культуры, где репетируют и выступают творческие коллективы, Дом молодёжных организаций, поддерживающий клубы по интересам, кинозал в торговом центре.

А прошлый год стал прорывным для спортивных похвистневцев: в городе открыли ФОК «Салют» с бассейном и трена­жёрным залом, а также ледовую арену. Впрочем, из-за пандемии там сейчас затишье.
Альтернатива одна – досуг на свежем воздухе. В обеих частях населённого пункта есть благоустроенные парки. Особенно нам понравился под названием «Дружба», что на улице Комсомольской. Здесь есть фонтан, тренажерный комплекс, а ещё «Книжный домик» – место для обмена литературой. И, кстати говоря, «домик» не пустует. А ещё можно посетить площадь перед ДК и прогуляться по Аллее Славы.

А У НАС НЕФТЬ И ГАЗ

Похвистнево – город нефтяников и газовиков. Благодаря развитию этих отраслей посёлок Похвистнево в 1947 году получил статус города районного подчинения, а в 1963-м был отнесён к городам областного подчинения.
Нефтегазовое месторождение возле села Калиновка обнаружили еще в марте 1940 года. Для быстрейшего освоения и разработки месторождения в Похвистнево прибыли нефтяники из Баку, Грозного, Краснодара и Майкопа. Добыча «черного золота» в 1943-м составила 424 тысячи тонн – это половина годового объема всей нефти, добытой в Куйбышевской области.

Также в Похвистневе в 1943 году был установлен рекорд Советского Союза по строительству в сжатые сроки газопровода «Бугуруслан – Куйбышев», по которому транспортировали природный газ, добываемый на здешних месторождениях. Нефтяная промышленность активно развивалась и в мирное время. До сих пор в городе работают предприятия отрасли. Правда, времена большой нефти уже в прошлом – месторождения беднеют.

В 2009 году в Похвистневе торжественно открыли первый в губернии памятник нефтяникам и газовикам. Монумент, посвященный первопроходцам отрасли, поставили на улице Андрея Васильева – бурового мастера, Героя Социалистического Труда, приехавшего сюда в 1942 году из Закавказья.

Похвистнево – город благоустроенный и комфортный для жизни. Сюда хочется вернуться снова, погулять по ухоженным улицам и паркам, полакомиться местной выпечкой. Личные наблюдения подтверждает тот факт, что в нашей редакционной почте почти не бывает писем с жалобами от похвистневцев. Конечно, городу есть куда стремиться. Например, не все дороги в хорошем состоянии. В частности, та, которая проходит под железнодорожным мостом из одной части города в другую. Бросаются в глаза и пустующие двухэтажки, расположенные неподалёку от железнодорожной станции. Туристам же хочется любоваться зеленью, к чему здешняя природа явно располагает, а не заброшенными старыми зданиями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Наличие железной дороги и нефти отражено в геральдических символах города. На гербе можно заметить нефтяную вышку, которая сходится на горизонте в точку, как это обычно происходит, если вглядываться в даль железнодорожного полотна. Золотой безант (гербовая фигура – шар) символизирует богатство края, а основные цвета на гербе – светло-зеленый и лазоревый (синий). Флаг также выполнен в этой гамме. С 1988-го по 1997 год город имел другой герб, основными цветами которого были желтый и красный. На нем также были изображены нефтяная вышка и шестерня, которая символизировала экономическое развитие города.

В 30-х годах ХХ века власти сверху выдвинули предложение: изменить название станции Похвистнево на Зеленогорск. Но кто-то из местных краеведов написал в обком партии, что один из потомков основателя села, оказывается, был… революционером. И действительно, в Центральном Государственном архиве Самарской области обнаружились сведения о том, что коллежский секретарь Дмитрий Похвиснев в 1862 году привлекался к дознанию за принадлежность к кружку «политически неблагонадежных людей» и за хранение запрещенных сочинений, а затем был подвергнут полицейскому надзору. Письма архивиста оказалось достаточно для того, чтобы пресечь дальнейшие попытки по переименованию станции.