Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

НА РАЗВАЛИНАХ «КУЛИНАРИИ»

Автор  март 12, 2016 - 944 Просмотров
Пришла весна, в Самаре потекли ручьи, и забурлила митинговая активность. Перед 8 Марта народ митинговал на проспекте Ленина против постройки здания арбитражного суда. А через недельку ожидаются сборища у фабрики-кухни. Об этом уже официально уведомили. Будут, надобно полагать, требовать, чтобы им немедленно дали денег. Требовать будут в стихах. Это сегодня модно: ораторы матерятся в рифму. Чёрт его знает, почему вдруг всех на поэзию торкнуло! Весна…

И всем понятно, что осенью выборы, депутатам необходимо демонстрировать смычку с народом, и до осени Самару умучают митингами. Но ведь народ приходит? Значит, людей эти конкретные проблемы действительно волнуют. Вот и давайте их решать. Тем более что и у фабрики-кухни, и у здания суда есть одно общее решение. Оно лежит на поверхности. И даже странно, что его до сих пор не увидели.

ВОТ ТАКИЕ ХУДОЖЕСТВА…
Что объединяет эти два объекта? То, что это федеральная собственность. Но если участок земли для арбитражного суда Георгий Лиманский, будучи мэром, передал в федеральный центр больше десяти лет назад, то фабрика-кухня уплыла из наших рук совсем недавно – в 2013 году. Министерство культуры РФ решило открыть здесь филиал Центра современного искусства (ЦСИ). И это было удивительно точное решение! Как снайперский выстрел. Самара, пожалуй, единственный город в России, который нашёл для филиала ЦСИ достойное место. Заметили? В городе не раздалось ни одного, даже самого робкого протеста!
А ведь везде протестовали! В Нижнем Новгороде, например, ЦСИ пустил корешки с 2003 года. Но до сих пор и власти, и городская общественность не теряют надежды выселить эту организацию из Кремля. Центр современного искусства – государственная бюджетная организация, и премии они выдают творцам тоже государственные. Но для того чтобы понять возмущение горожан, всё-таки нужно немножко рассказать об этом центре.
На днях в ЦСИ случился скандал с премией «Инновация». В номинации «Произведение визуального искусства» победил Пётр Павленский. Может быть, вы помните голого гражданина, который гвоздями прибил своё достоинство к брусчатке на Красной площади? Но премию ему присудили не за это, а за то, что он поджёг дверь в центральном здании ФСБ на Лубянке. Это был перформанс под названием «Угроза». А полиция высоту полёта и дерзость художественного замысла не оценила, дверь потушила и отправила творца на освидетельствование. Так Пётр Павленский оказался в психушке. А мог бы получить госпремию. Если бы чуть пораньше его выпустили, то уж точно бы дали. Половина членов жюри вообще пригрозила выйти из состава в знак протеста против режима, который угнетает настоящих художников. Неудобно вышло.
Группа «Война», например, за то, что изобразила на мосту в Петербурге то, что Павленский прибивал к брусчатке, получила премию «Инновация». Их просто успели выпустить из полиции аккурат к премированию. А вот девиц из «Пусси Райот», которые бесновались на амвоне храма Христа Спасителя, тогда посадили плотно. И остались барышни без государственной премии. А ведь и их выдвигали…
Места для своих филиалов ЦСИ выбирает знаковые. В Нижнем Новгороде им отдали Арсенал Кремля. И нижегородцы никак не могли понять: почему? На родине Минина и Пожарского до сих пор нет музея, посвящённого народному ополчению 1612 года. А в здании кремлёвского Арсенала, где, кажется, сами стены поют славу русскому оружию, с комфортом разместились творцы современного искусства. «Грязные подштанники на фоне икон» – это только один из заголовков в нижегородских газетах, и самый приличный.
А в Калининграде филиал ЦСИ тоже славно разместили. Акционистам отдали старинную башню-редан в казарме «Кронпринц». Ну, они и устроили там перфоманс. В бойницы башни вставили целлофановые мешки, на которых напечатали лица людей. С помощью воздушного привода мешки надуваются и сдуваются. Проект, если вы не поняли, демонстрирует бессмысленность борьбы человека с внешней средой. Вздохи у окна, мол, остаются единственным способом воздействия на окружающий мир. Понятно ведь, что в простом сарае мешки в окна вставлять нельзя – не тот художественный эффект. Для воплощения такого грандиозного творческого замысла нужна только башня конца XIX века с грозным названием «Кронпринц». Однако калининградцы находятся в сильном изумлении, и губернатор не теряет надежды вернуть башню в областную собственность.

Министерство культуры РФ  решило открыть в здании фабрики-кухни самарский филиал Центра современного искусства.

ПОЧЕМУ МЫ ИМ ДОЛЖНЫ?
А у нас – тишина. Ни шепотка, ни ропота. Потому что место акционистам дали правильное. Как говорят в Самаре, «бесами намоленное». Кирпичи здесь из разбитых монастырских стен. Но, казалось бы, уж коммунисты-то должны сказать своё слово. Ведь здание в форме серпа и молота – их символа! А они молчат. Знаете, почему? Серп-то – он, может, и серп, да только символ перевёрнутый. А в народе считается, что это знак очень нехороший – знак «анти».
Может, говорят, потому и дела там ни у кого не шли. Место вроде бойкое. Да ведь гиблое.
А для Центра современного искусства – лучше не придумаешь. Фактически творцы перфомансов припадают к своим истокам. Ведь конструктивизм, в стиле которого построена фабрика-кухня, это был архитектурный стиль, специально заточенный под новый революционный быт, – с освобождением от домашнего труда, свободой любви и обобществлением детей и женщин… В общем, не угомонили бы вовремя товарища Троцкого, неизвестно, кто бы у кого сегодня учился гей-парады проводить. Может быть, еврокомиссары к нам перенимать опыт ездили бы.
«Так чего ж они митингуют?» – спросите вы.
Так ведь денег хотят. Должны мы им, вот в чём дело!
Есть во всей этой истории с передачей фабрики-кухни Центру современного искусства некоторая непонятность, которая, похоже, уже превратилась для области в капкан. И в Нижнем Новгороде, и в Калининграде здания для ЦСИ восстанавливали исключительно за счёт федерального бюджета. Что и понятно: собственность федеральная, кому ж её ремонтировать?
Совсем иначе пошли дела в Самаре. Для начала область должна была выкупить у собственника здание фабрики-кухни. И 160 миллионов – это серьёзные деньги. Это почти три новых детских садика. Потом мы должны были просто так, бесплатно, передать объект Москве, лишившись прав не только на здание, но и на участок земли, который тоже становился федеральной собственностью. А вдогонку область должна выложить ещё 200 миллионов рублей на ремонт фабрики-кухни. Видимо, памятник этот такой огромной ценности, что без доплаты его просто отказывались брать.
Они забавные ребята, эти общественники и депутаты, «спасители» фабрики-кухни… Умудрились выставить область почти на 400 миллионов за то, что другим достаётся бесплатно! Благодетели, кто бы спорил.
Сегодня в бюджете нет лишних денег. На дворе кризис. И они соберут митинг и будут требовать денег. Требовать! Пенсионерам не индексируют пенсию? Плевать! Дайте денег на перформансы! Наверное, многие наблюдали хотя бы раз в жизни неприятную сцену, как ребёнок посреди магазина заходится в истерике: «Дай!» Он не слушает маму, которая говорит, что нет денег, он задыхается от визга и, весь уже синий, орёт «Дай!». Эти спасители и благодетели, рвущие кусок из чужого горла, так напоминают забалованных детей.
Скажите: ну откуда у них эта уверенность в том, что мы им все должны?

«МЕНЯЮ НЕБОСКРЁБ С УЛУЧШЕННОЙ ПЛАНИРОВКОЙ…»

А сейчас нам пора бы уже вернуться к митингу на проспекте Ленина, где на минувшей неделе жители протестовали против возведения здесь небоскрёба для арбитражного суда. Это противостояние идёт уже одиннадцатый год. Арбитраж не хочет уступать. А придётся. Потому что сегодня совершенно определённо можно сказать, что жители тоже не уступят. Это не каприз и не эгоизм. Наш город стареет районами. Так, чуть раньше постарел и захотел тишины и покоя Волжский проспект. А ведь когда-то по нему день и ночь сновали начальственные лимузины, жизнь кипела ключом, и покой руководителям города, партработникам и директорам заводов, которые здесь жили, только снился.
Похоже, пришёл черёд и проспекта Ленина. Актёры, доценты и профессора, писатели и учёные – вся элита позднесоветского Куйбышева, что получила здесь квартиры, потихонечку уходит на покой. И уже покрылись сединой засекреченные труженики нашего космоса, которые как самые обычные люди выходили по утрам из подъездов дома №1 и отправлялись изобретать космические ракеты. Пришло их время, и они не хотят ни шума, ни суеты. И разве мы не в состоянии обеспечить им тишину и солнце сквозь зелень деревьев? Пора оставить в покое их бульвар.
А арбитражному суду предложить другой вариант – тот самый, что уже выручил нас, когда пришлось выкупать у владельцев фабрику-кухню. С ними расплатились не деньгами, а помещениями в «высотке» на улице Урицкого. В той, куда планировало переехать областное правительство. Это Железнодорожный район, на самом стыке со старым городом. Здесь уже произошла смена поколений, и теперь на этих улицах жизнь кипит. Сюда будет упираться лбом магистраль «Центральная». Место для нового Белого дома выбирали не случайно – именно здесь будет новый центр города. Двадцать четыре этажа, 30 тысяч квадратных метров – огромный небоскрёб смотрит мёртвыми окнами на жизнь, что кипит там, внизу.
Правительство решило не переезжать: денег, чтобы достроить здание, в бюджете нет. Скажите, а почему бы не продать его федеральному центру? Пусть заселяют сюда арбитражный суд. Наверное, для себя-то правительство плохо не проектировало и на метраже не экономило. Если уж правительственные кабинеты и министерские комнаты отдыха не устроят арбитражных судей, то прямо и не знаю, какие хоромы их бы удовлетворили. Правда, три этажа в недострое теперь принадлежат бывшим владельцам фабрики-кухни. Но, похоже, они будут рады взять деньгами.
И всё. И на том все траты по фабрике-кухне завершить. Они, конечно, будут биться головой и кричать до посинения «Дай!» Но с деньгами из областного бюджета спешить не надо. Как показывает опыт, из Москвы финансирование будет идти в час по чайной ложке. В Нижнем и Калининграде здания для ЦСИ начали ремонтировать тринадцать лет назад, а закончили только что. Причём надо учесть, что это были «тучные» годы. А сейчас кризис. Поэтому надо просто отдать творцам ключи. Пусть творят. Захотят двери поджигать – пожалуйста! Захотят стены непотребствами расписывать – да не жалко! Забором только нужно обнести по периметру, чтоб горожане творческому процессу не мешали. Ну а через годик заглянуть. Посмотреть: может, что уцелело? И повздыхать о былом на развалинах старой «Кулинарии».

Дарья БОГАЕВСКАЯ.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

Другие материалы в этой категории: « НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНАЯ РОСКОШЬ КАК ТЫ ТАМ, ГОСПОДИ? »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Июнь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.