Подписка

dosr_podp

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать
 

Видео

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

Без них не крутится, без них не вертится
Социальный аспект
18.03.2017 22:46
18 марта 1942 года на заводской площадке, где затем вырос 9-й ГПЗ, был выпущен первый подшипник для танка «Т-34»

Безымянка, судьба моя
В детстве, когда папа рассказывал, что он учился в ФЗО от «Сажереза», я долго не могла понять, как это – резать сажу. И папа разъяснял, что это сокращение расшифровывается как Самарский железнодорожно-ремонтный завод. Правда, к тому времени, когда я появилась на свет, это был уже 9-й Государственный подшипниковый завод.
Завод стал «безымянкообразующим». Здесь вырастали дома для заводчан, и в коммунальной квартире одной из самых первых в Куйбышеве четырехэтажек жила наша семья. В стоящем по соседству заводском клубе (ныне ДК «Самарец») когда-то познакомились мои родители, сюда же мы с подружками бегали заниматься в кружки – кто осваивал азы рукоделия, кто участвовал в драматических постановках, а кто отплясывал кадриль.
Учились мы в школе, над которой шефствовал завод, и у нас были такие учителя, что и сегодня, через много-много лет, мы вспоминаем о них только с признательностью и любовью.
А еще нам, безымянским, никогда не был присущ снобизм. Ну, учится у нас в классе Коля Рылов, и что? Нормальный, незазнаистый парень, хулиганит не больше и не меньше, чем все. И почти случайно узнаём, что его отец, Анатолий Евлампиевич, – директор 9-го ГПЗ.
В районе завода постепенно вырастал целый городок с продуманной инфраструктурой, где все было под рукой, где почти все знали друг друга, потому что трудились если не в одном, то в соседних цехах. Это уже позже на карте Безымянки появились поселок металлургов, авиагородок. А первыми в этом плане были все-таки подшипниковцы.


Этим людям с золотыми руками было по силам изготавливать подшипники
самых разных размеров и высочайшей степени точности и качества.

В цехе – как на передовой
Судьбу «Сажереза», вступившего в эксплуатацию в 1935 году, круто изменила Вторая мировая война. И хотя в 1939 году Молотов и Риббентроп подписали договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, веры нацистскому правительству было немного. Поэтому «Сажерезу» был дан курс на выпуск бое­припасов для Красной Армии, что было более чем верно.
А ровно через месяц после начала войны председатель Гос­эвакокомиссии Шверник подписал решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев Первого подшипникового завода. Так в нашем областном центре в районе Линдовского рынка начал расти новый завод – 4-й ГПЗ, где надлежало в кратчайшие сроки наладить выпуск танковых и авиационных подшипников. Но было ясно, что только своими силами предприятие в короткий срок справиться с задачей не сможет. И в феврале 1942 года к изготовлению подшипников для фронта подключили «Сажерез».
Только вот специалистов нужной квалификации для этого не было, а оборудование представляло жалкое зрелище. Из двух-трех полуразобранных станков, в спешке демонтированных в Москве, с трудом удавалось собрать один. Многие узлы и детали приходилось делать самим.
А на заводе уже ходили слухи, что из правительства пришла телеграмма с приказом в недельный срок начать выпуск подшипников. Верилось с трудом, однако так и было. Ведь на Урале из-за отсутствия подшипников полностью остановился выпуск танков «Т-34», так необходимых на фронте. Руководству предприятия было абсолютно ясно: в график уложиться невозможно.
Вот что об этой драматической ситуации по воспоминаниям подшипниковцев-очевидцев писал в заводской газете полвека назад журналист и писатель Борис Беляков: «И тогда начальник цеха К.К. Себещук послал шлифовщиков, загруженных менее других, на железнодорожную станцию, где они должны были в беспорядочной груде колец, прибывших с 1-го ГПЗ, найти те, которые были нужнее всего.
Это была адская работа. Сорок человек, одетых в рваные телогрейки, копались в засыпанной снегом куче колец и чуть ли не на ощупь отбирали нужные. Им повезло! Удалось найти не просто поковки, но уже прошедшие токарную обработку кольца. Достаточно было «шлифануть» их – и можно отдавать на сборку.
Вскоре 2 тысячи драгоценных, заиндевевших от мороза колец лежали у ворот цеха. А буквально через несколько часов, поблескивая отшлифованными боками, они одно за другим стали поступать на стол сборщиков...
Поздно вечером принесли деревянные ящики с роликами и, наскоро смыв смазку бензином, работницы принялись вставлять ролики в окна сепаратора. Руки жгло от холода, в воздухе стоял запах бензина, но работа спорилась. И вот уже механик цеха Иван Тимофеевич Глотов бережно вынимает из-под пресса первый собранный подшипник… На отделении полно народу. Тут и директор завода, и главный инженер, и начальник ОТК. Есть даже представители обкома и МГБ. И каждому хочется подержать в руках первое детище нового цеха, нового завода.
Проверяли подшипник со всем пристрастием. Но придраться было не к чему.
Смазывали подшипники холодным техническим вазелином – ванны для разогревания смазки на участке еще не было. Начальник цеха К.К. Себещук собственноручно спеленал «первенца» в бумагу.
А на подходе – новые сверкающие кольца... В этот поздний вечер и на следующее утро была переработана вся партия – две тысячи подшипников 7522».
И вскоре поднявшийся с аэродрома самолет с ценным грузом взял курс на Урал. На календаре значилось 18 марта 1942 года.


В подшипники, выпускаемые на предприятии, спокойно «вписывается» автомобиль.

Человек-легенда
Тех, кто прославил завод своим трудом, на предприятии немало. Это и директора, и итэ­эровцы, и простые рабочие. Но Семен Павлович Гуревич среди них – уникум. Можно ли еще найти человека, чей трудовой стаж – держитесь за стул – 75 лет?
Работать он начал, как поется в известной песне, в «шестнадцать мальчишеских лет» – учеником слесаря-наладчика на 1-м ГПЗ. С ним же в сорок первом году приехал в Куйбышев – сначала на 4-й ГПЗ.
«Жить нас определили в бывшую конюшню, оставшуюся после ухода конной воинской части, – вспоминает он. – Начали с того, что носилками вытаскивали навоз. Потом каждой семье дали по два квадратных метра на человека. Эти мизерные «пятачки» и стали нашим первым пристанищем на новом месте. В 1943 году вместе с цехом, в котором я работал, меня перевели на 9-й ГПЗ».
Именно здесь с годами он поднимался со ступеньки на ступеньку, вырос до замдиректора завода и тридцать с лишним лет (!) занимался хозяйственной работой и непосредственно на предприятии, и в Советском районе, где «квартируется» 9-й ГПЗ – ныне СПЗ.
Например, именно с его легкой руки в парке Победы появилось колесо обозрения.
Кирпичный завод в подшефном Кинель-Черкасском районе – тоже его детище. Заводской профилакторий с фонтанами и комнатами с импортной мебелью, салон по пошиву и ремонту спецодежды и обуви, заводская гостиница – все это его работа и забота.
Свою трудовую деятельность Семен Павлович официально завершил в семьдесят лет, а потом, до девяноста одного года, консультировал молодые кадры. Будь здоровье покрепче, он бы и сейчас, в свои 93, продолжал делиться опытом.

Выстояли!
…Позади тяжелые 90-е годы, когда с большими сложностями завод, который теперь именуется Самарский подшипниковый, все-таки выстоял. И сегодня он – один из крупнейших российских производителей конических, цилиндрических и сферических роликовых подшипников диаметром от 19 миллиметров до 4,5 метра. Его продукция уходит более чем в тридцать стран Европы, Азии, Америки. Мало того, СПЗ выпускает крупногабаритные нестандартные подшипники и аналоги подшипников зарубежных производителей.
Предприятие, у которого такие мощные трудовые традиции, не должно кануть в Лету. Не может. Не имеет права.

Татьяна ХАРИТОНОВА.
Фото из заводского музея.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Август 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Наши партнеры

2015

gebernia ra175x110

 gong 2016