Подписка

dosr_podp

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать
 

Видео

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

Не по Сечину шапка
Социальный аспект
14.01.2017 22:24
Вы согласны с тем, что существующая система распределения льгот устроена несправедливо?

МАНЕВР В ПОЛЬЗУ АДРЕСНОСТИ
Для меня как журналиста и как человека самое трудное сейчас – соблюсти баланс интересов между нашими читателями и госструктурами, которые все (даже очевидные) минусы от проводимой ими политики пытаются преподнести как плюсы. Бедных россиян становится все больше, а возможности бюджета, наоборот, все меньше. Вот и ломают в верхах головы, предлагая как вариант помогать не всем подряд, а самым-самым незащищенным и действительно нуждающимся. Цель, которую перед собой ставят власти, – не сэкономить на людях, а грамотно перераспределить деньги, переформатировав устаревшую и архаичную, на их взгляд, систему, доставшуюся нам в наследство от советских времен.
Прекрасно понимаю, что движет чиновниками, которые потихоньку готовят население к вводу критерия нуждаемости. Еще острее чувствую (и слышу каждый день по телефону) негодование пожилых граждан и инвалидов, на собственной шкуре чувствующих все «прелести» оптимизации и уже привыкших к тому, что им прежде назначали льготы не «по нужде», а «по заслугам».
То, что систему предоставления мер соцподдержки рано или поздно поменяют, сделав ее точечной, – это однозначно. Ее уже потихоньку, хотя и с пробуксовками, переделывают на новый лад. Нравится нам это или нет, но очередной жизненно важный финансовый маневр, вызванный кризисом и нерадостными прогнозами относительно будущего российской экономики, всего лишь вопрос времени. И нам придется с этим жить… Или выживать?
Где этот критерий нуждаемости? И сколько в рублях, чтобы было по справедливости? Уж слишком тонкая и оттого весьма хрупкая грань, вы не находите? В чем проблемы существующей системы и кто, на ваш взгляд, откровенно паразитирует, получая государственные средства без особой нужды в них? На ком можно спокойно сэко­номить, а какие категории льготополучателей ни в коем случае трогать нельзя? Какой принцип распределения льгот – по нуждаемости или с учетом заслуг – вам ближе? Вот круг вопросов, который мы хотели бы с вами обсудить и донести ваше мнение до власти, чтобы возникло взаимопонимание.


В наступившем году критерий нуждаемости ввели при назначении компенсации части родительской платы
за содержание ребенка в детсаду. Теперь она полагается при условии, если среднедушевой доход семьи
не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, а именно 14 тысяч 683,5 рубля.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО

БОГАТЫМ ТОЖЕ ПЛАТЯТ
Основной довод в пользу введения критерия нуждаемости – более грамотное и эффективное распределение средств. Предлагаемое нововведение ни в коем случае не подразумевает лишения льгот, как некоторые могут подумать. Льготы гарантированы законом, и на них никто не покушается.
Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание, – высвободившиеся в рамках принятых мер деньги не заберут на другие направления, все они останутся в «социалке». Это даже не обсуждается. Обсуждается разумное перераспределение средств внутри системы социальных обязательств. С одной стороны, есть люди, для которых помощь из бюджета жизненно важна, а с другой – есть и те, кто, получая пенсию в 40 тысяч рублей (есть и вдвое больше), выплату в 600 – 700 рублей и вовсе не замечают. Льготники с уровнем дохода «а ля Сечин», может, и рады бы отказаться от предоставляемых им мер соцподдержки, но у нас ведь даже механизма отказа нет.
В России официально принято ориентироваться на величину прожиточного минимума – пусть одну, полторы или две тысячи, но точкой отсчета служит именно она. Эксперты подсчитали, что если, например, к ветеранам труда Самарской области применить критерий нуждаемости в размере полутора прожиточных минимумов пенсионера, то число получателей мер соцподдержки по данному направлению со 168 тысяч снизится до 58 тысяч человек. И тогда сэкономленные средства можно было бы направить, допустим, на индексацию самой выплаты, которая сейчас составляет всего 621 рубль, или же на увеличение социального пособия с нынешних смехотворных 150 рублей хотя бы до 500 рублей.
Согласно официальной статистике, в настоящее время размер пенсии среди ветеранов труда Самарской области составляет:
– выше двух прожиточных минимумов – 17 тысяч 293 человека;
– ниже двух прожиточных минимумов – 94 тысячи человек;
– ниже полутора прожиточных минимумов – 45 тысяч 800 человек;
– ниже одного прожиточного минимума – 10 тысяч 745 человек.
Вот и посудите сами, для кого из них ЕДВ весомее и значительнее.
Еще один яркий пример. У нас сейчас те, кто не является получателем других мер соцподдержки (мы их называем «обычными пенсионерами), как известно, имеют право на получение 270 рублей за проезд. Таких по области насчитывается 277 тысяч 200 человек. Промониторили ситуацию и выяснили интересные факты. Если один пенсионер в среднем совершает где-то 47 поездок в месяц, то находятся и такие, кто ездит на общественном транспорте более трехсот, а кое-кто и свыше тысячи раз в месяц. Судя по всему, там не только вся семья по одной карте ездит, но и соседи и знакомые. Зафиксированы случаи, когда кондукторы раз за разом проводят одну и ту же карту. При нынешних современных терминалах узнать это не составляет никакого труда. Теперь представьте, что на данную меру соцподдержки министерство соцзащиты тратит миллиард руб­лей. Потом еще и Минтранс возмещает перевозчику выпадающие доходы, а это еще почти миллиард сверху. Естественно, деньги не лишние, на эти средства, так бездарно потраченные, можно было бы еще какую-нибудь выплату увеличить, а не «спонсировать» нахлебников, которые без зазрения совести пользуются чужой мерой соцподдержки.
Та же социальная несправедливость прослеживалась при назначении компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, в том числе в детском саду, без учета доходов семьи. Или же проезд для школьников из многодетных семей в размере 100 руб­лей на ребенка. Бюджет всем помогает одинаково, но одни детки действительно нуждаются в такой поддержке, а других, живущих в коттеджах, к месту учебы подвозят на шикарных иномарках. И возникает вполне резонный вопрос: почему им, абсолютно ни в чем не нуждающимся, должны что-то компенсировать? Социального эффекта от такой помощи – ноль.
И это лишь несколько наглядных примеров, которые явно свидетельствуют о необходимости пересмотреть механизм предоставления мер соцподдержки, сделав его более точечным, а расходование бюджетных средств – более рациональным. Вроде бы благая цель – искоренить паразитизм, но если уж перераспределять льготы, то делать это нужно очень аккуратно и взвешенно, чтобы болезненная реформа не резала по живому, а была максимально объективной, справедливой и понятной.
Лично меня пугает в первую очередь риск зацепить тех, кто нуждается в помощи, но на практике по формальным признакам окажется за бортом. Грубо говоря, если вы имеете доход в 16 тысяч рублей, то считаетесь нуждающимся, а если доход на 500 руб­лей больше, на малообеспеченного уже не тянете и лишаетесь поддержки. А как считаете вы?

Елена Дмитричкова.

* * *

С начала 2016 года в силу вступил федеральный закон о нуждаемости, который позволяет регионам самостоятельно определять критерии нуждаемости при предоставлении мер соцподдержки. Проще говоря, поставлена задача помогать не тем, кто относится к определенной категории граждан, а тем, кто в ней реально нуждается.

* * *

Предложения Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о том, куда можно было бы направить освободившиеся деньги после введения критерия нуждаемости

— Уже удалось увеличить размер компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям с 30 до 50 процентов – коснулось 13 тысяч 495 членов семей.
— Принято решение выплачивать детям-сиротам и детям, воспитывающимся в семьях опекунов, в приемных или патронатных семьях и являющимся выпускниками девятых или одиннадцатых классов, единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей. Сейчас в области под эту категорию подпадают 888 ребят. Что важно, детдомовские, те, кто учится в школе, получают выходное пособие, а вот «семейные» сироты не имели от государства ни копейки, и на что купить выпускное платье или ботинки, до недавнего времени было проблемой опекунов. Сейчас эту несправедливость исправили.
— В планах – индексация выплат замещающим семьям, поскольку существующее ныне вознаграждение приемному родителю в 3359 рублей за воспитание одного ребенка крайне мало.
— Увеличение компенсации за проезд для многодетных семей со 100 до 270 руб­лей. На это потребуется 40,5 миллиона рублей.
— Компенсация стоимости питания (завтраки) школьникам из многодетных семей. Понадобится 117,5 миллиона рублей.
— Единовременная выплата в размере 25 тысяч рублей при рождении первого ребенка у матери в возрасте до 25 лет. Необходимо 150 миллионов рублей.
— Увеличение размера социального пособия со 150 до 500 руб­лей – 240,7 миллиона рублей.
— Выплата молодым семьям на погашение части основного долга по ипотеке в размере 100 тысяч рублей, на что потребуется еще 300 миллионов бюджетных денег, а источника финансирования пока нет. Но если к нынешнему распределению мер соцподдержки подойти более рационально, то деньги найдутся. И все перечисленные мечты министерства станут явью.

 

Комментарии  

 
0 #3 Сергей 10.02.2017 13:00
Размеры и зарплаты чино-управленческого аппарата давно достигли понятия "раковая опухоль" на теле бюджета. Ну, уже, проведите хирургическую операцию, отрежьте нахлебников и прилипал!
Цитировать
 
 
0 #2 Юрий Иванович 28.01.2017 01:31
Все это от лукавого!! Понятно, что сейчас демографический провал, пенсионеров добросовестно работавших и создававших ВВП страны, плативших все налоги и отчисления в казну государства сейчас становится все больше,понятно, что надо поддерживать рождаемость и молодые семьи, но нельзя же бесконечно выезжать на старшем поколении! На социальном проездном есть фотография владельца и ничего не стоит кондуктору выявить, а органом соцзащиты привлечь к ответственности пенсионера отдавшего свой проездной другому лицу! Кто придумал прожиточный минимум в 7750 рублей!? Стыд и слёзы!!! Зарплату бы ему такую на всю оставшуюся жизнь!!! Молодежь предпочитает зарплату в конвертах, говорят сейчас хотим жить, а под старость всё равно государство кинет!!! Как вас (нынешних пенсионеров) сейчас!!!
Цитировать
 
 
0 #1 игорь 27.01.2017 02:11
В статье все верно написано, проблема упирается в умышленно заниженный прожиточный минимум, который не отражает реальные затраты инвалидов на жизнь. Лучше бы сначала честно и объективно рассчитали прожиточный минимум, а затем и адресность ввели.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Август 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Наши партнеры

2015

gebernia ra175x110

 gong 2016