Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

ОСТОРОЖНО: «МАША»!
Правовой ликбез
09.08.2014 13:21

Как можно лишиться бизнеса, продав наклейку

Едва ли не еженедельно нам звонят и часто пишут пожилые люди из маленьких деревенек и с окраин крупных городов с одной-единственной бедой – нет у них поблизости магазинчика. Чтобы хотя бы по мелочи закупиться. Шампунь взять, туалетную бумагу, соль, спички, ручку шариковую... Увы, не перевелись еще такие населенные пункты, откуда за всеми благами цивилизации нужно ехать в райцентр.

КОРМИЛИЦЫ, СПАСИТЕЛЬНИЦЫ…
Конечно, не беда, если ты молодой да еще и с личным авто. А если тебе за восемьдесят? Тут любая поездка в райцентр сродни заграничному путешествию. А порой пенсионерам ведь и внучат охота сюрпризом порадовать – раскраской, наклейками, фломастерами. Привезут на лето малышню – а бабушка для них нехитрые подарки приготовила. От купюры, которую она могла бы дать родне на покупку разных «нужностей», радости было бы значительно меньше.
Естественно, никакие крупные сети в деревни не пойдут – невыгодно там. А вот частный предприниматель с личным «уазиком» тетя Лида – запросто. И ей хоть маленькая, но прибыль, а уж местному населению – настоящее спасение. Даже если тетя Лида будет приезжать с «передвижной лавкой» всего раз в неделю, все равно бабушки «кормилицей» назовут. Ждать будут.
Власти малый бизнес хвалят. Говорят, поддерживать надо. Однако наши деревенские бизнес-леди (да-да, чаще всего торговать в село идут представительницы прекрасного пола) привыкли рассчитывать только на себя. Ежедневно они, зачастую сами за рулем личного «уазика», везут своим подопечным самое необходимое. Конечно, знают, что торговать можно далеко не всем – скажем, спиртное и сигареты для несовершеннолетних под запретом. Да и вообще, это тот товар, для реализации которого немало документов нужно собрать. Конечно, не рискуют и закон не нарушают.
Только вот, как оказалось, нынче под запретом еще и копеечные наклейки для детей – с героями популярных мультиков. Вот и одна из наших читательниц, предпринимательница, за то, что торговала наклейками с героями мультика «Маша и Медведь», поплатилась серьезным наказанием в 90 тысяч рублей (позже, после суда, эта сумма была снижена. – Прим. ред.). У малого бизнеса, как правило, все средства в товаре, так что уплата таких денег может стать для дела фатальной. А значит, не дождутся где-то бабушки того, что для повседневной жизни необходимо. И Бог весть, когда сыновья время выберут из райцентра все нужное привезти.

НЕ ОТДАВИ ЛАПУ ХОЗЯИНУ
Все дело в том, что у героев мульт­фильма «Маша и Медведь», как, впрочем, и у всех остальных, есть законные правообладатели. С документами. И только они могут получать прибыль от изображений своих героев. Увы, но предпринимательница, закупая товар на оптовой базе, об этом не могла и подумать. Тем более что она эти наклейки лично не рисовала. А потом – контрольная закупка, суд и однозначное решение – платить компенсацию.
Открыли мы Интернет и ахнули: по всей России шерстит мелких предпринимателей организация, представляющая интересы «Маши и Медведя» в арбитражных судах. Не только в крупных городах, но и в мелких селах.
А начинается все с того, что заходит в магазин молодой человек, покупает наклеек рублей на двадцать, просит товарный чек. А затем достает камеру, делает пару снимков (как вариант – может вестись съемка скрытой камерой) и удаляется. «Странный тип», – думает продавец. Начинает подозревать, что либо происки конкурентов, либо, что вернее, какой-то тайный поклонник завелся… Однако романтические ожидания не оправдываются, и частный предприниматель получает приглашение в суд, потому что, оказывается, обогащается на контрафакте.
«Учитывая положения статьи 1229 ГК РФ, только гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим законом способом, в том числе и распространять путем продажи. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Причем отсутствие запрета не считается разрешением», – разъяснила нам директор Приволжского филиала «Российского авторского общества» Татьяна Федосеенко. Использование чужой интеллектуальной собственности для получения прибыли у нас однозначно наказывается. И не имеет значения, что не продавец эти наклейки изготовил. А чтобы в такие ситуации не попадать, нужно спрашивать у поставщиков лицензионный договор с правообладателем. Нет такого – значит, не берите «Машу», себе дороже выйдет.

ПОЖАЛОВАЛИСЬ ПУТИНУ
Тем временем в социальной сети «Вконтакте» частные предприниматели объединились, чтобы помогать друг другу решать проблемы. Отдельно обсуждают и «Машу и Медведя». До многих правообладатели дошли, у кого не были – обязательно придут. За копеечные заколочки, платочки, полотенца, маечки и наклейки предприниматели поплатились крупными суммами – от 20 тысяч до более чем миллиона рублей. А если деньги вовремя не платить, они прирастают процентами. У должников приставы арестуют имущество, счета в банке.
Что самое обидное, преступниками держатели мелких лавочек становятся исключительно по незнанию. Что ж, столичные бизнесмены учат провинциа­лов так, что на всю жизнь хватит. Причем надо помнить, что взыскания могут коснуться и тех, кто торгует контрафактными «Смешариками», «Спанч Бобом», «Энгри Бердз», феями «Винкс» и многими другими изображениями популярных мультяшных героев.
Мы, журналисты «Социалки», конечно, не отрицаем, что интеллектуальную собственность нужно защищать. Только вот складывается впечатление, что столичный бизнес поставил себе задачей отнюдь не борьбу с контрафактом, а исключительно извлечение средств. Ведь страдают в итоге те, кто везет товар к бабулькам в село, а не те, кто этот контрафакт производит. Последние-то далеко и, скорее всего, даже не в России. Кстати, мелкие предприниматели уже отправили послания Владимиру Путину, пожаловались, что их обирают. Ответа пока не получили.

* * *
С автором письма в редакцию мы созвонились. Как выяснилось, болит душа у нее не за себя – за близкого. «Сколько нервов истрепали человеку, представьте, это наказание таким ударом стало… Едва ли не до самоубийства… Сколько здоровья эта история стоила. И как работать? Может, завтра Колобка кто-то «приватизирует», а мы и не в курсе будем», – горько говорила она.

Юлия СУМКИНА.
Коллаж Романа ГРАМОТЕНКО.

* * *

Татьяна ФЕДОСЕЕНКО, директор Приволжского филиала РАО:
– Предпринимателям, реализующим товар, имеющий признаки охраняемого авторским правом произведения (картины, изображения персонажей анимационных и иных кинофильмов), необходимо при приобретении продукции интересоваться у поставщиков документами, подтверждающими соблюдение авторских прав. Если производитель товара или поставщик сам является правообладателем, то в документации на товар должна быть эта информация. В ином случае у поставщика должен быть лицензионный договор с правообладателем.

* * *

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

«А я так думаю, надо бы на базе спросить, где же купили они наклейки с этими «Машей и Медведем», и докопаться до истины – кто же им подножку подставляет, и уже с них брать деньги. А они ездят по городам и собирают деньги со «стрелочников». Не все продавцы так богаты, чтобы такие средства иметь. Все знают, что наркотиками торговать нельзя. А про наклейки – не в курсе были. Теперь научены».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016