Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

КУЗЬМИНКИ
В городах и районах области
14.11.2015 23:37

ПЕРВЫЙ ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК НА РУСИ

14 ноября православные всего мира памятуют и славят бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана – искусных врачевателей, безвозмездно исцелявших страждущих. Как телесно, так и духовно. Им молятся также о просвещении разума к изучению грамоты. А вот в народном месяцеслове этот праздник значится как Кузьминки – куриные именинки (ничего себе, «именинки»! Это, скорее, поминки куриные).

То-то радостный день это был для селянина! И в поле, и в огороде все дела завершены. Скотинка на зимнее содержание определена. И вот по давней-давней традиции (наверно, ещё с языческих времен, потому как врачеватели телес и душ человеческих ни к курам, ни к петухам непосредственно никакого отношения не имели) именно в этот день на Руси начинали закалывать молодых петушков (вот уж воистину по-чёрному юморили наши предки насчет «именинок»-то).
В теплое, вернее, не в морозное время года селянину волей-неволей приходилось довольствоваться сырным – ну то бишь молоком и другими молочными продуктами да куриными яйцами. Помню, когда в летние каникулы копнильщиком (ну как бы помощником комбайнера) работал, что у нас с «шефом», моим дядей Мишей, на обед было? Огурчики, помидорчики, конечно, а главное – несколько яичек. Умнёшь их, бывало, с хлебушком-то пшеничным из муки свежего помола (заботилось колхозное начальство о своих тружениках, особенно о нас, механизаторах) да вприкуску с малосольным огурчиком или с помидорчиком, минут пятнадцать на соломенной копёшке полежишь – и вот ты уже готов к новым трудовым свершениям!
И вот тебе приспели Кузьминки – петушиные именинки-поминки! «Не куриное яйцо – едим свежее мясцо!» А вот еще круче сказано: «Эх, сбылася думка тятина: на столе с утра курятина!».
Ранним утром этого дня кровь молодых петушков чуть ли не ручьями лилась. Теперь уже никого совесть не зазирала, потому как перед Кузьминками, как правило, уже снег выпадал, и кур на домашний корм переводить приходилось. «На зимние квартиры», – шутили аскульские фронтовики. А посему молодых петушков-ветрогонов содержать становилось накладно. И тут им беззазренный карачун предназначался. В расход шли сразу два, а то и три петушка. Разговляться так разговляться! У русича с его широкой душой завсегда вот так было.
У добрых хозяюшек всё по уму делалось. Филейные части на курники шли (а то вон разлюбезную сношеньку в тот раз крылышко угораздило в пирог положить – то-то радость свекру была, когда он зуб о куриную косточку чуть не сломал!), а потроха и гузки – в лапшу. Остальное – во щи с молодой капусткой (ну не объедение ли будет?).
Бывало, выйдешь поутряни на улицу, а она, как река в водополье, вся ароматом молодой курятины заполнена. Из каждой печной трубы ручеёк этого головокружительно-духмянного запаха изливается!
Оно ведь как? Варит кто-то щи из говядины или из той же свинины, и даже соседям по курмышу невдомёк это. А вот курятину (деревенскую, конечно, а не бройлерную городскую) – её при всем желании от окружающих не утаишь: благовоние её не только по селу, но и окрест распространяется.
Может, и не надо бы, а расскажу. Юнцом я тогда был, и мы с отцом на эти самые Кузьминки из Анурьевки (одно из живописнейших урочищ Самарской Луки) сено на лошади везли. А ветер, как назло, в нашу сторону дул. И вот у Крутенькой лощины (это по прямой, почитай, в полутора километрах от села) попали мы в его струю. А поехали по сено-то затемно и натощак. Так не поверите, чуть не захмелели мы и слюной изошлись от кузьминско-сладостных запахов! Тятяня лесником тогда работал и трудяжку Маланью, что ему лесхоз выделил, завсегда не только холил и кормом ублажал, но и нам с братаном под страхом ремня переутруждать ее не позволял (ни разу от него не слышал, чтоб он по примеру своих односельчан её волчьей сытью да травяным мешком обзывал). А тут возроптал и чуть ли не разгневался: «Что это она у нас, как брюхатая, прохлаждается, а ну-ка огрей её!». Так что на сей раз (не иначе, как к великому изумлению кобылы) мы отцову любимицу в пот вогнали. А как к дому подъехали, то Маланью наскоро распрягли (по сю пору помню недоумевающий взгляд её добрых глаз), а сено по обоюдному согласию смётывать на сушило не стали и чуть ли не наперегонки в избу устремились. А там на столе (что ни говори, а сметливые на Руси бабёнки) большущая чашка с куриными щами уже благоароматно дымилась. И разлюбезная матушка моя, незабвенная Анна Никифоровна, таковыми словами встречает нас: «Проголодались, поди? Хлебайте щи, а потом я вам лапшу подам. А курник – в обед будем».
Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, на Руси ставшие Кузьмой и Демьяном, являются у нас ещё и покровителями рукомесла (в месяцеслове они так и называются – рукомесленники). Главным образом – кузнечного ремесла-то. Это еще на моей памяти было. Куда, бывало, ненароком (а то и нарочно) ни заглянет кузнец, гостеприимная хозяюшка сразу же угощение по мере возможности сотворить поспешает. А то как же? Кузнец, как и пастух, первый человек на селе был. У ухвата рог отвалился – кто поправит? А кастрюлька, еще не знай когда из Самары привезённая и на день ангела свёкром самой любимой сношеньке подаренная, взяла да и прохудилась. Кто оловом её запаяет?
Кузьминки слыли еще и девичьим праздником. В некоторых селах существовал такой обычай. В день Кузьмы и Демьяна девица на выданье с самого утра вместо матери как бы становилась хозяйкой в доме (заступала на пост). Стряпала и своей стряпнёй сородичей и соседей угощала. И всё это делала под неусыпным надзором и попечением родной матушки. Чем не пример и школа домохозяйствования? А еще, говоря по-современному, тот еще был пиар! Вы думаете, на этом угощении не было тайных «агентов» и «засланных казачков» со стороны будущих женихов? Ой, как вы ошибаетесь-то! И будущая сваха там всенепременно присутствовала и всё-всё выглядывала, «досье» на невесту собирала…
А еще вот что было. На этот день девушки-сельчанки снимали у какой-нибудь старушки избу, устраивали складчину. Приносили из дому кто что мог. Не гнушались тогда наши будущие бабушки и прабабушки по дворам пройтись: кто что пожалует. Ну а потом коллективно-совместная стряпня и угощение.
И так было не только у взрослых девиц и парней. У отроковиц и отроков – тоже! Только одна разница: у взрослых кузьминские пиршества были вечером, а у нас они к вечеру уже заканчивались. Но, как и взрослые, мы стаскивали в заветную избушку кто что мог. Помню, с колхозной птицефермы однажды даже пару хохлаток умыкнули по случаю Кузьминок-то (ох, грехи-грехи наши тяжкие...). Так нам это тогда с рук сошло. Хотя время-то ого-го какое суровое было! Не скрою, ходил слух: прознало тогда колхозное руководство про нашу проделку, но… Дай Бог вам царствие небесное, наши тогдашние колхозные руководители – дядя Вася Дикушин и дядя Саша Маркин! Но до чего же приятно даже спустя десятилетия вспомнить, какие знатные кушанья приготовили в тот раз наши сверстницы. А как важно выглядели они при этом, подражая своим мамашам. Ну как есть гостеприимные хозяюшки!
Вот пришлые да приезжие – все как один изумлялись тогда, какие-де в Аскулах и других селениях Самарской Луки знатные стряпухи. Ну как есть мастерицы! Что ни сотворят – объедение, да и только! А что изумляться-то? Они сызмальства к этому своими матерями приучены.

Анатолий МУХОРТОВ,
бывший староста села Аскулы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Ноябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Наши партнеры

2015

gebernia ra175x110

 gong 2016