Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

Михайлов день
Круг интересов
18.11.2017 00:02

Знатно отмечали этот праздник в моём родном селе. Тем более что он был престольный

Вообще-то церковь у нас в честь Казанской иконы Божией Матери. Но, учитывая, что «казанских» церквей, а следовательно, и престолов в Самарской Луке было немало, мои земляки «соригинальничали»: они престольный праздник себе устроили не в честь церкви, а в честь придела (пристроя) к ней имени архангела Михаила. По-моему, это единственный такой престол на всю Самарскую Луку.
Престольный праздник съезжались к нам отмечать родные, свойственники и просто знакомые из многих окрестных селений. Бабаня вспоминала, как в этот благословенный день телеги гостей стояли на улицах чуть ли не у каждого двора.
К тому же нельзя было крестьянину при единоличестве в страду спиртное пить. Никак нельзя! Но уж если праздник большой, то вот тут-то давали себе волю!
Первым таким праздником, когда селяне давали себе волю, и был Михайлов день, который по новому стилю приходится на 21 ноября. Ну а почему бы и не разрядиться-то после трудов праведных, когда с утра до ночи в поле, в поле и в поле? Иные трудоголики, как, например, муж моей двоюродной бабушки Александр Сергеевич Самойлов, которого потом раскулачили и в Казахстан сослали, даже сапоги на ночь не снимали! А теперь сенцо на сушиле или в сеннике, а что во двор не вместилось – в стогу придомном. Снопы житные в риге. Там им ни дождь, ни снег нипочем. Клин под яровые поднят. Вон землица-то как бороздами ощерилась, славно снежку в них закрепиться будет, никакой ветер его не выдует.
К тому же у сметливого и разворотливого крестьянина и денежка появилась: в Самару аж два воза с новым урожаем свез и с не шибко пустым карманом оттудова веселый-развеселый явился. Да еще и с гостинцами и подарками для домочадцев. И в доме сытно – хлебушко нового урожая, овощи всяческие, а также грибки соленые (расстаралась благоверная вкупе с дочками да со сношенькой) – зело приемлемы они под горькую-то!
Михайлов день особенно любим и почитаем на селе был теми, кто прослужил положенные три-четыре года в армии, не говоря уж о фронтовиках. Дело вот в чем: архангел Михаил по должности – архистратиг Небесных Сил. Ну это, смекали дошлые служаки-служивые, он на небесах как бы главком в чине фельд­маршала. Генералиссимусом-то там, шутковали мужики, поди, Сам. А архангел Михаил как бы Жуков у Него. Отвечать ведь, поди, придется на том свете и им, и мне, богохульнику, прости меня, Господи, за такие вот домыслы.
Вот хоть в годы юности и младости или уже потом, когда из армии возвратился и жил на стороне, я почти каждый год в родное село на престольный праздник наведывался. И не помню случая, чтоб на Михайлов день заморозок был. Аскульские фронтовики по сему случаю смекали: печётся о своих почитателях небесный главком! Ну вот фронтовик или простой солдат, как я, например, идёт себе по улице, никому не мешает, разве что ворону спугнёт. И вот заносит на левый бок – каковы его действия? Установка устно-народная такая: завалился налево – правься направо!». Но вот незадача: лишний градус крена дал – совсем свалился. И свались он на мёрзлую землю, костей бы не собрал! А пал именно на сыру землю, аки на мягонькую постельку возлёгся! Сколько раз так бывало: накануне Михайлова дня земля от заморозка как каменная. И на тебе: на праздник прямо с утра – оттепель! Про женский пол не скажу, а вот у служивших в армии Михайловым вечером ни одного синячка, ни одного ушиба не было! Вы думаете, это случайно?
Теперь на селе эта традиция – гулять на праздники – почти вывелась уже. Нынче вон как уселись за праздничный стол – и только перекурить из-за него выходят. А в мое время на праздники еще гуляли. У одних хозяев часок-другой посидят и в другой дом идут со словами: «Спасибо этому дому – пойдем к другому!». А там уже все готово к приему дорогих гостей. Причем хитрили мои земляки: шли не к тому дому, что рядом, в соседях, а чуть ли не на другой конец села – компанией на всю ширину улицы, с песнями да плясками! И делом чести и даже этакого бахвальства было, если все это под гармонь. Вот кто на селе чуть ли не паче кузнеца чтим и уважаем был – гармонист!

Заиграла гармоза –
Не удержат тормоза,
Ноги сами в пляс пошли –
Слава Богу, нет пыли!

Что верно, то верно: на Михайлов день хоть как распляшись – на подоле ни пылиночки.
А хитрость-то вот в чем была: не только своей компанией перед односельчанами повыставляться, но и протрезветь в дороге-то. Пока с песнями да с плясками чуть ли не полчаса шли, к новым хозяевам заявились как трезвенькие. Нередко одна компания встречалась с другой и никак разойтись не могли: кто кого перепоет, кто кого перепляшет. И так часто бывало (ну это уже к вечеру, когда многие поднаберутся): из одной компании ненароком к другой прибивались. Спохватится такой: «А где моя баба-то? Это она опять, поди, с Петькой Кудряшом путается!» – и поспешает в свою компанию дознание проводить...
Будучи не шибко трезвым, и не заметишь, что в другую-то. Почитай, всё население если не родня, так свойственники. Даже четвероюродные роднились, а у старообрядцев до седьмого колена жениться возбранялось. Есть и сегодня такое, но только не у русичей, к сожалению. Нынче у нас в городе и троюродные не роднятся. А вот живший в Казахстане приятель мой поведал: родословия аборигенов тамошних уходят вглубь до полутысячелетия. Там и двадцатиюродный братом считается. Вот уж воистину – братство всего народа!
Вот если бы все песни и частушки, что в этот день пропеты были, каким-то образом материализовались, все наше село к вечеру окутали бы белые-белые облака веселья и радости! А песни-то все старинные, что и сотню лет назад распевали наши предки на этих же улицах, в этих домах. Я вон иной раз затяну такую, так мои молодые односельчане рты от удивления разе­вают. Это не старческая ворчливость, но даже молодые замечают: скучны по сравнению с прежними застольями теперешние А наутро послепраздничное похмелье. Нескончаемые исповедания (не без похвальбы), кто, где и как свалился или как, не помня себя, до дома добрался. А бабы, бывало, жёны их многострадальные (насчёт многострадальности тут тоже не без завиральности), сидят себе, эти завиральные исповеди слушают и на своих благоверных как на малых детей поглядывают, а в глазах, когда между собой переглянутся, весёлые-весёлые огоньки у них прыгают. Но слушают внимательно! А ну как кто проговорится-проболтается, ведь в каком окружении в первые послевоенные годы вернувшиеся с фронта мужики пребывали. Чуть проглядела, и муженька твоего живо на сушило заманят… А может, и заманили кого по недогляду жениному, ну как проболтается? Прямо-то не выскажется, а из маленьких-маленьких оговорочек умной бабёнке, как Шерлоку Холмсу, вся картина вырисуется…
Вот ведь бедно-бедно жили, а весело. Какие песни распевали, как в кругу до упаду выплясывали, особенно соперницы друг перед дружкой! Ныне вот намного-намного богаче жить стали, а веселья того нет. Какое-то натужное оно… И невольно приходят на ум эти горькие (для нас) слова: «В старину живали деды веселей своих внучат!».

Анатолий МУХОРТОВ,
село Аскулы, Ставропольский район

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016