Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

То ли в Крым, то ли в Рим
Круг интересов
22.07.2017 21:20

Почему моя первая поездка на полуостров рискует стать последней

Потому что дорого. Неоправданно дорого… Представляю, как возбудятся сейчас ура-патриоты и зашипят в мою сторону, пытаясь упрекнуть в непатриотичных рассуждениях. Расслабьтесь, дружочки! Крым прекрасен, и то, что он вернулся домой, в состав России, тоже замечательно и ни в коем разе не оспаривается. Я сейчас о другом – о том, что мешает стать этому курорту новой туристической Меккой. Ведь еще два-три года назад казалось, что фарт попер – гости в родную гавань ехали миллионами. Могли сутками стоять в очереди на паром, но не падали духом. Несмотря на неудобства, терпели и все равно ехали.
Казалось, вот он шанс, которым можно и нужно воспользоваться. По всем прогнозам, Крым должен был рвануть в своем развитии и стать «конфеткой». Но что-то пошло не так, и на данный момент здесь пока рванули только цены. А сервис… Его можно охарактеризовать лишь одной фразой: попытка выжать деньги из всего.

О КОЧКАХ И ТОЧКАХ
Дьявол – в деталях. Меня он настиг еще по пути в Крым. Из всех возможных способов добраться до курорта выбор пал на единый билет «три в одном»: сначала пассажир едет поездом до Краснодара или Анапы, оттуда – автобусом до порта «Кавказ», после переправы на пароме через Керченский пролив его вновь ждет автобус, который довезет уже до нужного города на крымском побережье.
Дорога долгая – время в пути от Самары до Феодосии составило в общей сложности сорок два часа (и это считается, что мы еще быстро добрались). Однако в силу профессии и природной любознательности очень хотелось оценить маршрут своими глазами, поэтому такими трудностями, как пара суток в пути, меня не напугать. К ним я была готова. Но вот к тому, что вместо более-менее нормального автобуса в Краснодаре подадут «убитую в хлам» «Газельку», снятую с городского маршрута, готовым быть нельзя.
Как ни успокаивала сидящая рядом бабушка-оптимистка своего внука: «Потерпи, малыш, Крым того стоит» – тот терпеть категорически отказывался. И я тоже. И дело даже не в комфорте. Бог с ними, с мягкими откидывающимися креслами и кондиционерами – никогда не жили хорошо, нечего и начинать. Дело в элементарной безопасности, на которой нагло сэкономили. Ехать предстояло ночью не менее четырех часов. Рейс – междугородный. Но ни ремней безопасности, ни тем более чудо-тахографа, который напоминает бортовой самописец и обязательно должен быть в пассажирском транспорте вместимостью больше восьми человек и выходящем на маршрут на расстояние более пятидесяти километров, – не было ничего. Туристов погрузили в салон по принципу «и так сойдет», вперемешку с чемоданами, занявшими весь проход. И в случае какого-то происшествия будет невозможно быстро покинуть салон. А уж когда таратайка тронулась и начала непрестанно дребезжать, подпрыгивать и пассажиры пятой точкой почувствовали даже самые мелкие кочки, оставалось молить только об одном: доехать бы целыми и невредимыми.
Перед отправлением пассажиры, не готовые к экстриму, попытались было возмутиться, на что девочка, занимающаяся посадкой, коротко отрезала: «Жалуйтесь». Ага, в три часа ночи. Кому? Куда? «Вот на следующий рейс подадут большой автобус, потому что ожидается под сотню приезжих, а вас мало», – объяснила она. Но от этого спокойнее не стало.
Но нам, можно сказать, повезло. Хотя транспортная компания, меньше всего заботящаяся о жизни и удобстве пассажиров, на свой страх и риск отправила в рейс «убитый» автобус, абсолютно не подготовленный к столь дальнему маршруту, мы, несмотря на жесткие условия, все равно доехали.
А в эту же ночь, например, в Туле страшное ДТП с участием пассажирских автобусов унесло жизни четырех человек. И в Татарстане в недавней аварии погибли четырнадцать пассажиров автобуса, следовавшего из Самары в Ижевск. В год на дорогах страны погибают более двадцати тысяч человек. Захочу ли я еще раз искушать судьбу, чтобы из-за безответственности перевозчика пополнить жуткую статистику? Вряд ли. Так что если у меня и осталось желание приехать в Крым еще разок, то не такой ценой.
Однако в остальном путь до моря оставил самое позитивное впечатление: ясная навигация на вокзалах и вежливые помощники-стюарды стали приятным открытием. Хоть какие-то проблески сервиса. Можем же, когда захотим.

МЕНЯТЬ НУЖНО ВСЁ, КРОМЕ ПРИРОДЫ
Еще один момент, который сразу бросился в глаза по приезде в Крым, – это отсутствие крупных российских компаний. Не торопятся сюда ни крупные инвесторы с материка, ни известные мобильные операторы, ни Сбербанк, ни «Роснефть», ни «Почта России», ни РЖД, вместо поездов которой на короткие расстояния курсируют изрядно потрепанные жизнью пара-тройка вагонов местной крымской железной дороги. Все боятся санкций.
По этой же причине, помноженной на транспортную изоляцию, вы не встретите на полуострове и крупные торговые сети, чем пользуются ушлые предприниматели, которых ФАС уже заподозрила в картельном сговоре. Заподозрить-то заподозрила, но мер особых не приняла, поэтому цены по-прежнему продолжают удивлять своей заоблачностью. Причем ладно бы речь шла о привозной продукции. Так ведь нет: свое, родное, крымское, не требующее затрат на логистику, умудряется стоить дороже, чем такой же товар в других российских регионах.

К примеру, крымские бычки в томате в самарском гипермаркете, расположенном рядом с моим домом, стоят чуть больше 30 рублей, в Феодосии – 60, а в Ялте аж 90 рублей. То же самое с крымским вином. Оно в родной Самаре оказалось или равным по стоимости, или даже дешевле. Пятилитровая бутыль обычной питьевой воды в магазине шаговой доступности может достигать 110 рублей, а стаканчик пломбира – 60 – 70 рублей.
– Представляете, а мы круглый год живем с «московскими» ценами, – пожаловалась покупательница, с которой я разговорилась у овощного прилавка. – А уж в сезон из-за спекуляции на отдыхающих они еще больше подскакивают. При этом в месяц я получаю всего лишь 14,5 тысячи рублей.
Женщина родом с Урала, тридцать лет назад перебралась на море. О присоединении Крыма к России ничуть не жалеет, но ждет не дождется, когда шероховатости переходного периода останутся в прошлом.
– Прежде приезжали родные погостить, так королями себя на побережье чувствовали. Сказывалась разница в ценах и выгодное соотношение курса «рубль – гривна». Дешевизна тогда нивелировала все недостатки. И на этот раз мои улетели в Турцию.
Вновь открытый турецкий берег и вправду переманил огромную часть клиентов. И тому есть вполне логичное объяснение. Как говорят в народе, в России за 20 тысяч рублей можно долететь до моря, а в Турции еще и отдохнуть. Но обвинять в этом главных конкурентов – турков – глупо. У клиента есть выбор: хочешь ехать в Крым или в Сочи – едешь туда, не хочешь – не едешь. Но надо что-то делать, чтобы отдыхающие захотели вернуться именно к вам. На одной любви к Крыму, к богатой истории в каждом камне и к прекрасной природе полуострова долго не протянешь. Тем более что многие клиенты уже видели другой уровень сервиса и, понятное дело, не готовы выкладывать те же деньги за отсутствие оного.
– Недавно прогулялся по нашей набережной. Так жутко стало от того, что мы предлагаем отдыхающим, – поделился таксист, подвозивший нас до отеля в Феодосии.
Да, согласна, канализационный коллектор, который прокладывают на центральной набережной, отбивает все желание посидеть на пляже и уже тем более искупаться. Шаг влево, шаг вправо – и перед вами кучи мусора и стаи бездомных собак. Помните уродливые разномастные кафешки на набережной в Самаре, где пиво лилось рекой, хали-гали, шашлык-машлык и шаверма, естественно? Так вот, возникло ощущение, что их и не закрыли вовсе, а переселили в Феодосию. Ну прям один в один.

– Немцев дом выдержал, а нас – нет, – горько заметил дворник, предупредивший меня о штукатурке, готовой вот-вот свалиться на голову прохожим.
В Ялте цивилизации побольше, но и ценник поближе к космосу. Хотя лихие 90-е и тут успели изрядно нагадить. Я имею в виду бесконтрольную застройку на побережье, где чуть ли не каждый курятник частники норовили переделать под жилье, которое можно сдать отдыхающим. В итоге частные апартаменты с видом на море оказались на первой линии, у самой кромки воды, отодвинув на второй план некогда престижные отели вроде «Астории» или «Бристоля». Даже не знаю, как сей бардак в застройке впишется теперь в российские законы.
Думаю, пока надзорные и контролирующие органы работают тут максимально мягко – на многие нарушения закрывают глаза. Может, оно и правильно. Крым не виноват. Им четверть века вообще никто не занимался. После распада СССР он был брошен украинскими властями и постепенно приходил в запустение. Теперь, чтобы наверстать упущенное и привести черноморские курорты в порядок, требуются колоссальные средства.
И менять тут нужно все, кроме природы.
Взять, к примеру, «Артек», который после многомиллиардных инвестиций пережил грандиозную реконструкцию и теперь по праву считается самым лучшим детским центром. Так хорошо и комфортно в лагере, пожалуй, еще никогда не было.
И с открытием Керченского моста железнодорожное и автомобильное сообщение сделает Крым привлекательным не только летом, но и в осенне-зимний период. Но это в будущем. А сейчас не самое лучшее время, чтобы еще и курортные сборы вводить. Надо учиться жить в условиях, когда желающих заработать стало еще больше, а имеющих деньги и готовых с ними легко расстаться – меньше.

* * *
…Из Симферополя я улетела в Москву, и самолет наш был заполнен от силы на треть. Потому что дорого. Неоправданно дорого…

* * *

ЕСТЬ МНЕНИЕ
В Ассоциации туроператоров России считают, что успехи прошлого сезона в Крыму «вскружили» голову многим местным отельерам и стали причиной роста цен в 2017 году. Согласно мониторингу, в некоторых отелях размещение подорожало на треть. Это, естественно, негативно отразилось на количестве отдыхающих. А рост цен на авиабилеты на уровне 15 – 20 процентов лишь подлил масла в огонь.

Елена ДМИТРИЧКОВА.
Фото автора.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016