Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

Время, вперёд!
Круг интересов
24.06.2017 20:12

Вадим Николаевич Пикуль с макетом плавучей установки для вертикального старта ракет в условиях Северного Ледовитого океана.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО

В Самаре всегда было много творчески мыслящих людей, в том числе и в плане инженерной мысли. Один из старейших самарских новаторов – В.Н. Пикуль

ПО СТОПАМ ОТЦА
Он не случайно стал изобретателем. Просто пошел по стопам отца, чья трудовая деятельность началась на Московском авиационном заводе №24, где он принимал участие в проектировании двигателей для легендарного самолета «Ил-2», а после эвакуации предприятия в военное лихолетье занимался испытанием новых двигателей на куйбышевской земле.
К отцу часто приходили домой его коллеги, которым не хватало дня, чтобы решить все рабочие вопросы. Подрастающий Вадим садился в углу комнаты и слушал, как они обсуждают вопросы усовершенствования моторов.
Так удивительно ли, что после школы он поступил на тот же завод – сначала рабочим, а затем, окончив институт, перешел на инженерную должность, причем довольно быстро дорос до заместителя главного инженера завода.

ДЕБЮТ
В новаторстве Вадим Николаевич «дебютировал», уже будучи достаточно опытным инженером, работавшим со знаменитыми кузнецовскими двигателями. Пикулю тогда не давал покоя турбостартёр, назначение которого – раскручивать огромный ротор мощного двигателя на четырёхмоторном бомбардировщике, имевшем громадную дальность полёта.
Закавыка была в том, что этот самый стартёр как пылесос засасывал, грубо говоря, всё, что плохо лежит – будь то пола куртки обслуживающего его специалиста, шнур от переноски или какая-нибудь мелкая проволока. Любой посторонний предмет выводил его из строя – сразу требовалась переборка, а это удовольствие не из дешевых. Разумеется, в нужном месте стояла защитная сетка, к тому же паянная не абы чем, а серебром, но от вибрации она быстро приходила в негодность.
Вот эту недоработку команды Николая Кузнецова и замахнулся ликвидировать Вадим Пикуль. Он решил паяную решетку заменить цельной из тонкого листа металла. И сделал. Опытным путем определив оптимальный диаметр многочисленных отверстий, он не с первого захода и даже не со второго выбрал такой вариант, при котором сетка и не засасывала посторонние предметы, и не «съедала», превращаясь в тормоз, значительную часть мощности стартёра.
За это предложение ему не только приличное денежное вознаграждение выписали, но еще и сам директор завода пришёл на испытание и оценил ход инженерной мысли.

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
На стене в квартире Вадима Николаевича висит, сияя надраенными боками, корабельный колокол – рында. И тоже не случайно. У него много новаций, связанных с флотом.
Полтора десятилетия назад он запатентовал своего «Прометея» – способ, который позволяет субмаринам в условиях плохой видимости различать возникающие на их пути преграды. Это серьезно повышало безопасность плавания подвод­ных судов.
Итогом его многолетней «поисковой» деятельности стало и изобретение платформы для запуска ракет, в том числе космических, с океанской акватории. Ведь идея вертикального старта мощного ракетоносителя с поверхности экваториальных вод мирового океана влекла его давно. Она не давала ему покоя, едва он узнал о проекте немецкого, а впоследствии американского конструктора ракетно-космической техники Вернера фон Брауна поднять в небо баллистическую ракету «ФАУ-2» из полузатопленной шахты.
Прежде чем родилось это изобретение, Пикуль провел солидную подготовительную работу, вплоть до того, что, накопив отпуска за несколько лет, «отпрашивался» у супруги и отправлялся на Дальний Восток «походить» по Тихому океану, чтобы собрать необходимые для работы над изобретением характеристики. И в 2000 году он запатентовал свою плавающую платформу, с которой ракета может стартовать не только в штиль, но и в качку.

А все потому, что факелы огня, которые вылетают из сопел во время ее старта с гиперзвуковой скоростью, своей колоссальной силой на несколько мгновений «утихомиривают» воды океана вокруг платформы. Это была, что называется, революционная техническая идея.
Кстати говоря, в этом изобретении Вадим Николаевич предусмотрел не только старт ракеты, но и вполне благополучное ее возвращение на «родную землю» в целости и сохранности.
Не столь давно в СМИ прошло сообщение, что с морского космодрома в акватории Атлантики произведен успешный старт космической ракеты. Пикуль ни минуты не сомневается, что при создании этого космодрома было применено и его изобретение. Правда, никто его об этом в известность не поставил. Хотя бы ради его морального удовлетворения, не говоря уж о каком-то гонораре…
«Я уже перерос возраст обид, тем более что изобретательство приучило меня быть сдержанным и реально подходить к вещам, – говорит он. – А вот колоссальное внутреннее удовлетворение испытываю».
Далеко не все изобретения идут в практику «с колес», многие дожидаются «своего» времени. Но зато какое счастье – знать, что твоя творческая инженерная мысль реализована. Как, например, предложенная им ветроэлектрическая станция. Это изобретение легло в основу шельфовой буровой установки, которая в 2009 году сдана в круглогодичную эксплуатацию в Баренцевом море.

ОТКРОЙТЕ СТРАНИЦУ 1823
Не знаю, как вы, но я впервые встретила человека, чье имя внесено в такое уважаемое издание, как биографическая энциклопедия успешных людей нашей страны «Who is who в России» («Кто есть кто»). В этом более чем весомом во всех смыслах фолианте на 1823‑й странице (а всего их ни много ни мало 3012) есть статья, посвященная В.Н. Пикулю – человеку, который много лет работал главным конструктором на Куйбышевском моторостроительном заводе имени М.В. Фрунзе, главным инженером на Винтайском машиностроительном заводе, который принимал непосредственное участие в запуске космических кораблей, испытывал двигатели ракеты, поднявшей в космос Юрия Гагарина, занимался разработкой двигателей для сверхтяжелой ракеты-носителя, которую планировалось отправить на Луну.
Вадим Пикуль – автор шестидесяти двух изобретений. Причем сфера его интересов самая разнообразная – от способов взлета двухступенчатой крылатой системы до проекта плавучей лаборатории для дрейфа во льдах Северного полюса. Он даже предложил способ коррекции орбиты Луны – для уменьшения вероятности столкновения Земли с грандиозным болидом, а также для улучшения климата на нашей планете.
Инженерное сообщество отмечает: многие разработки Вадима Пикуля – дело будущего, но не потому, что они нереальны для использования, а потому, что опережают свой век. Однако когда-то придет и их время.

Татьяна ХАРИТОНОВА.

* * *

НАША СПРАВКА
Новаторство в нынешние времена не идет ни в какое сравнение с этой работой в советский период, когда оно было делом чести любого, даже самого маленького предприятия. Тогда Куйбышевская областная организация ВОИР, организованная в 1958 году, неоднократно выходила победителем Всесоюзного соревнования.
Например, в 1985 году в нашей области насчитывалось 107 тысяч 645 изобретателей и рационализаторов, использовались предложенные ими 1259 изобретений и 95 тысяч рацпредложений.
Сейчас предприятия сделали изобретательство и рационализацию коммерческой тайной, да и количество авторов уменьшилось более чем в десять раз.
И все же уникальные технические идеи продолжают рождаться на самарской земле. К примеру, проводится областной конкурс детских творческих проектов «Изобретая будущее». А это значит, что новаторство и тяга к нему неиссякаемы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016