Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

Чудак из Зубчаниновки
Круг интересов
03.06.2017 13:01


Фрагмент росписи стен.

 

Когда Александра Емельянова называют чудаком, он не обижается. «Чудаками, – говорит он, – на Руси традиционно называли художников-любителей. А я такой и есть»

Не обижается он и когда его картины и огородные скульптуры именуют примитивным искусством, поскольку этим определением зрители невольно попадают «в яблочко». Ведь это абсолютно научный термин. Правда, несколько лет назад «примитив» в российском искусствознании переименован в «наив». Но суть-то – непрофессиональное, народное творчество – от смены названия не меняется.
Человек, далекий от искусства, впервые оказавшись в доме Емельянова, где расписаны и стены, и потолки, первое, что испытывает, – это эстетический шок. В глазах – непонимание, в голове – сумбур. Образы, выписанные яркими красками, теснятся и перемешиваются, как в калейдоскопе, то дополняя, то оттеняя друг друга. И за каждым – какое-то событие из биографии автора и фантазии художника. Здесь и «Полуостров первого поцелуя», и «Гора счастья», и «Парк суеверий», и «Обелиск защиты кандидатской диссертации», и моря, и сады. В центральной комнате все фрески закольцованы и сплетаются в летопись его жизни. Точнее – этап от рождения до сорокалетия (именно к этой годовщине он сделал роспись как подарок самому себе). Но и сегодня, через тринадцать лет, он что-то дописывает, добавляет, ведь жизнь продолжается.
Вообще-то Александр Владимирович еще не столь давно рисовал на холстах. И в 2014 году по настоянию и при поддержке столичного искусствоведа Ларисы Кашук даже провел свою персональную выставку живописи в московской галерее «АртНаив», где познакомился с сотрудниками Московского музея русского лубка и наивного искусства. Надо сказать, они с интересом восприняли его творчество, которое представили на всероссийской научной конференции и художественной выставке «Фестнаив-16» как уникальное в российском непрофессиональном искусстве.
Более того, самые лучшие работы музей купил, а несколько картин Емельянов от широты душевной передал музею в дар. Потому как представляете ощущения художника, который может сказать, что его картины – в фондах столичного очага культуры?
И все-таки главным своим творением Александр Емельянов считает не рисование.
«Как-то вышел я в огород, – рассказывает Александр Владимирович. – Осмотрелся – картошка не растет. А потом подумал: картошку может вырастить каждый, а вот скульптур в Зубчаниновке нет ни у кого. И решил: буду народным скульптором».
Материал собирал с миру по нитке. Ревизия в сарае подарила оставшиеся от бабушек, дедушек и родителей старую газовую плиту, корпус стиральной машины, бочки и фляги, электроплитку, кастрюли. Из кухонного стола извлек чашки, которые ему когда-то дарили в бессчетном количестве, из серванта – декоративные тарелки. Ну а пустые жестяные банки, кукол, игрушечные машинки и «военную» технику, а также вышедшую из моды бижутерию ему, в ту пору физиотерапевту и преподавателю, мешками таскали студенты. И все эти «сокровища», с чьей-то точки зрения годные только на выброс, стали фрагментами возведенной во дворе железобетонной стены, которую он нарек «Аквадуком» (не путать с акведуком, что был у римлян водоводом). У Емельянова же это и интеллектуальный источник, и фамильный памятник предкам, и проект космического корабля будущего, и этапы его жизни – школа, учеба в мединституте, служба в армии. А еще это музей игры в любимых с детства солдатиков (отсюда «постройки» в виде крепостей, сторожевых башен, военных баз). По соседству возвышается мудреная конструкция, отдаленно напоминающая человека, чуть поодаль – декорированная беседка.
И все это – и роспись дома, и садово-огородные скульптуры (не путать с садово-парковыми, подразумевающими величественные статуи греческих богинь, затейливые фонари и шикарные фонтаны) – Александр Емельянов именует народной (непрофессиональной) арт-средой.
А все та же Лариса Кашук пишет о нем так: «Александр создал целый микрокосмос, куда входят картинки, скульптуры и арт-объекты, росписи стен, инсталляции… Весь микрокосмос Емельянова формируется из миллионов цветных молекул-точек. Это какая-то фантастическая молекулярная вязь. Очень красивая с эстетической точки зрения и очень медитативная – с философской».
Наверное, так и есть. Искусствоведу виднее. А мне было просто интересно в этом доме, переполненном яркими красками, творчеством и фантазией Александра Емельянова.

Татьяна ХАРИТОНОВА.
Фото автора.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016