Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

Микола Вешний
Круг интересов
20.05.2017 21:34

Фото Юрия БАЛАШОВА

22 мая Русская Православная Церковь чтит архиепископа Николая Мирликийского

Не знаю, как у латинян, а на Руси дата эта отнюдь не случайна. Дело в том, что 23 мая наши предки русичи по-язычески велелепно чествовали мать-сыру землю, а вот 22 мая – её любимого сыночка, былинного оратая-пахаря Микулу Селяниновича.
Учившиеся в советской школе уже с пятого класса хорошо знали этого любимейшего народного героя – труженика-земледельца. Согласно изучаемой нами тогда былине, даже Святогор-богатырь, древнейший из всех богатырей русских, не сумел поднять сумку с силой земною, которую беспечно обронил Микула Селянинович. Уж на что славен был своими подвигами Вольга Всеславич, но и ему оказалось не под силу убрать с дороги сошку, забытую в поле Микулушкой. Не осилила своротить её и вся дружина его. Так и пришлось самому оратаю воротиться на недопаханную полоску, и «одной ручкою бросил он сошку за ракитов куст». В ответ на вопрос, как его звать-величать, оратай ответствовал: «Я Микула, мужик я Селянинович, меня любит мать-сыра земля».
Именно она, родная земля, и наделила его такой силой-мощью.
Вот вам и ответ на вопрос, почему архиепископа Мирликийского, на удивление всему Западу и в первую голову грекам, так благолепно чтят на Руси. Христианский Микола Милостивый заменил нам любимого сыночка матери-сырой земли – исконно-языческого Микулу Селяниновича. И случайно ли наши предки Николая-Николу переделали в Миколу?
Не знаю, как ныне в школах, а в моё время в нашей Сосново-Солонецкой средней школе при «прохождении» устного народного творчества преподавательница русского языка и литературы, незабвенная Антонина Михайловна Изюмова, требовала от нас, крестьянских сынов и внуков, знать былину про Вольгу и Микулу, что называется, «от и до».
Молодые земляки мои, найдите времечко и прочтите эту былинушку. Очень воспитывает она любовь к Родине и гордость за людей её.
Николай Чудотворец на Руси после Пресвятой Богородицы почитается самым верным и самым знаемым заступником и защитником русичей от любых бед и несчастий. Никола, Микола – вот так любовно, сугубо по-русски называют этого святого. И мало кто из крестьян задумывался над тем, где и когда родился и жил этот народный заступник. В руссконародном представлении этот мудрый святой старец ходит по дорогам Руси-матушки, совершая чудеса, помогая людям в их нехитрых делах, ничем не чурается.
Верить или не верить этому было будучи атеистом? В начале шестидесятых прошлого века прямо на моих глазах бабушка моей жены выхватила у неё из рук никак не унимавшуюся в крике нашу дочку после того, как ушли гости, отмечавшие с нами её рождение. Выхватила и, шепча ей в лицо молитвы ко Пресвятой Богородице и Миколе Милостивому, за какие-то три-четыре минуты уняла-утихомирила растревоженную многолюдием новорождённую. А перед этим жена (между прочим, с педагогическим образованием) не могла унять её в течение целого часа.
Этому вот уж воистину мужицкому святому посвящено много пословиц и поговорок, где он выступает как покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод и «хранитель на водах». Рассказывают, что в советское время даже на военных кораблях, таясь от замполита, моряки и в офицерском чине имели покупаемые на Западе иконки с ликом архиепископа Мирликийского. Он же покровитель невинно осуждённых, а также и чудесный врачеватель.
В старину как было? Заболел ли селянин в глухой деревушке, где нет ни фельдшера, ни лекарств, беда ли какая в дом пришла – одно спасение и вспоможение: «Пресвятая Богородица, не оставь без милости своей!» «Микола Милостивый, помоги!» Тем и жили, тем и ублажались.
Для русского крестьянина Микола Вешний – день воистину рубежный. С ним связано столько примет, поговорок, присловий, к нему приурочено много сельскохозяйственных работ и обрядовых действ. А наименования-то у него какие славные – вешний, тёплый и травный!
«Пришёл бы Никола, а тепло будет». Какой отрадный «фатализм» был у наших предков! Да, и до Николы становится тепло. Но вот незадача: весеннее-то тепло обманчиво, может смениться ненастьем. А посему мудрый советец: «До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки!». Тепло-то теплом, а вот дождичек-то селянину (и страстотерпцу-дачнику) очень нужен. А посему: «Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польёт».
«В Николин день дождь – лето не будет засушливым, и хлеба уродятся».
Известный знаток русского народного быта и обихода С.В. Максимов вот о чём рассказывает: «В этот день парни в первый раз едут в ночное и на лугах, при свете костров, справляют свой нехитрый пир: привозится водка, закуска, жарится неизменная яичница, а после заката солнца являются и девки. Надзора со стороны старших в этот день не полагается, и молодёжь на полной свободе водит хороводы, поёт песни и пляшет до утренней зари».
И у Даля о том же: «Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле».
Я этого уже не застал, но на всю оставшуюся жизнь в памяти осталось, как мы, аскульская детвора, об эту пору, когда в лугах торовато и, что называется, милостиво выставилась николинская травка, начинали гонять повечеру в поле колхозных лошадей. Упаси Бог вас подумать о каких-то гонениях.
О, этот первый выезд в ночное! Мне, прадедушке, и на восьмом десятке лет радостно вспоминать его! И горестно… Дело в том, что колхозные лошадёнки, почитай, всю зиму на бескормице были. А посему они, бедные труженицы, по весне-то были тощие-тощие, и хребтины у них выступали чуть ли не на детскую ладонь. И вот на тощем хребте, на этом «брусу», и ерзай своей «казённой частью» три-четыре версты до пастбища. Откуда столько сёдел на целый табун в колхозе было набраться? Они только бригадирам да объездчикам тогда полагались. Вот и гоняли мы лошадок-то, по-старому говоря, охлупью, на лошадином хребте.
А напоследок самаролукская былица миколинская.
Случилось это ещё в те стародавние времена, когда Спаситель наш Иисус Христос вместе с Миколой Милостивым по Русской земле из конца в конец хаживали. И вот идут они, скажем, из Осиновки урочищем Тараторня по ржанищу, то бишь по ржаному жниву, в сторону Соснового Солонца и видят – на меже около дороги детина развалился. От сна и кусачих мух аж опух весь.
«Добрый молодец, а не подскажешь ли, как нам в Сосново попасть», – этак ласково-ласково спрашивает его Николай, угодник Божий. А тому не то что встать, а и рукой пошевелить лень – он им ногой мотнул в сосновенскую сторону-то.
Идут дальше. Видят – красная девица рожь жнёт и снопы вяжет. Серп в её руках так и играет, так и играет! И её спрашивают: мол, где дорога-то на Сосново. Красная девица мигом кладёт свой серп на суслон и доходчиво-доходчиво разъясняет им, как добраться до нужного села, как у Енаралова колодца родниковой водицы напиться и у Большого моста под раскидистыми берёзами в холодочке передохнуть. А под конец этак радушно-радушно интересуется: а не хотят ли, мол, они хлебушка на дорожку, у неё вот немножко осталось от обеда, на рожь-полосыньке работаючи.
Отошли они от той девицы сажен на тридцать, угодничек Божий и говорит Христу:
– Господи, какая славная девица-то нам попалась, какая работящая да обходительная. Подай ей, Господи, хорошенького женишка!
А Иисус Христос отвечает:
– Жених ей уже даден.
– Кто же это, Господи? Достойный ли её?
– А мы его только что видели.
– Как?! – Микола Милостивый аж руками всплеснул от изумления и досады и спрашивает Спасителя:
– За что Ты её так-то вот, Господи? Или чем провинилась она перед Тобой?
А Иисус Христос отвечает ему: а иначе, мол, он без такой вот трудолюбивой да заботливой жены как есть пропадёт. А для него-де все люди – дети, и всех одинаково жалко.
Более шестидесяти лет назад я слышал эту притчу. Любила моя бабаня, незабвенная Матрёна Емельяновна, рассказывать её своим собеседницам. И до сих пор не перестаю удивляться мудрости этой притчи или былицы. Вот отрок был, а замечал всё-таки, с каким удовольствием аскульские бабёнки каждый раз выслушивали её.
Особенно мудрость этой притчи проявилась в лихие девяностые, когда довольно многие представители так называемого сильного пола, откровенно говоря, пали духом и горе-беду свою зельем заливать принялись. А вот слабый пол в большинстве своём не растерялся и в той непростой обстановке вёл себя воистину мужественно – трудился не покладая рук.
В том числе нередко и «за того парня», то бишь за богоданного своего. Того самого, о котором Спаситель наш говорил Миколе Милостивому по пути в Сосновый Солонец. Ну это бабаня так сказывала. А может, они в какое другое село тогда шли.

Анатолий Мухортов,
с. Аскулы, Ставропольский район.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016