Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

ОСТАВИТЬ СЛЕД В ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ
Круг интересов
07.05.2016 17:39

Фото Романа ГРАМОТЕНКО

Он уже больше полувека счастливо влюблен. И от этой любви на свет появилось 1250 «детей». Впрочем, не исключено, что уже и больше.

БУДЕМ ЗНАКОМЫ
Не стану больше хранить интригу, открою секрет. Разговор идет о Евгении Александровиче Панине. Его давнишняя любовь – это кино­съемка, а «дети» – созданные им фильмы. Кандидат технических наук, он всего год сибаритствует на пенсии. До восьмидесяти одного года преподавал в вузе, который сам когда-то окончил, – в КуАИ, а ныне аэрокосмическом университете. Выбранному в студенческие годы научному направлению – конструкции и проектированию двигателей летательных аппаратов – никогда не изменял.

ПРОРОЧЕСТВО ДЕДА
Интерес к технике у Панина проснулся… в три года. Тогда его очень заинтересовало, кто такой сидит и тикает в отцовских карманных часах. При первой же возможности он их «экспроприировал» и разобрал. Разочарованию карапуза не было предела – он обнаружил лишь какие-то крохотные железочки и колючие кругляшки. Кто издает звуки, так и не выяснил. Часы не желали открывать свою тайну.
Отец с пониманием отнесся к «научным изысканиям» трехлетнего исследователя, как и ко всем последующим, и, возможно, поэтому творческий потенциал сына с каждым годом все больше развивался. Женька по-своему переделывал все подаренные ему игрушки, орудуя единственным инструментом – кухонным ножом. Будучи школьником, сделал несколько учебных пособий, которые педагоги сразу же взяли на вооружение.
Например, сконструировал и собрал устройство, с помощью которого можно было понять, что такое колебание. Следом смастерил генератор, а из бабушкиной шкатулки – ламповый приемник, работавший на батарейках.
Видя такую тягу к технике, дедушка по материнской линии, Савелий Степанович Жоголев, не чуждый писательского и поэтического таланта, подарил внуку на десятилетие стихотворение, в котором прочил ему стезю инженера. И не ошибся.

И «ФИЗИК», И ЛИРИК
Все мы по-разному выражаем в словах то, что видим. Реалист скажет: «На улице валит снег». А лирик сочинит песню, которую начнет так: «Тихо по веткам шуршит снегопад».
Даже не сомневаюсь, что в Евгении Александровиче уживаются и тот и другой. Потому что, когда он ведет съемки заседания кафедры или какого-то научного мероприятия, получается чисто деловое отражение действительности. Но все меняется, стоит ему попасть на природу, причем не обязательно в лес или на берег Волги, достаточно просто спуститься со своего девятого этажа в сквер, что под окнами дома. Дома, который самарцы именуют «козловским», потому что его строили для сотрудников ЦСКБ, которое возглавлял Дмитрий Ильич Козлов, по сути второй после Сергея Павловича Королева бог ракетно-космической отрасли.
И по сей день в этой многоэтажной громадине на двадцать пять подъездов живет немало разработчиков спутников и ракет. Когда-то, заселившись в «свой» дом, они не гнушались брать в руки лопаты, чтобы сажать на пустыре крохотные и беспомощные в то время кустики и деревца. Теперь это роскошный сквер, где по весне и в начале лета голова кружится от ароматов лип и жасмина, осенью рдеют грозди рябин, а круглый год зеленеют разлапистые ели.
Только вот в тихий покой аллей сегодня вплетается тревога: драгоценное и такое желанное дитя, отрада глаз, может быть загублено ради строительства здесь административного здания. И жители дома стеной встали на защиту рукотворного уголка природы. В числе тех, кто отстаивает право сквера на жизнь, а также и свое право быть услышанным и понятым, – Евгений Александрович Панин. Надо снять мини-фильм о митинге в защиту своего зеленого оазиса – он готов. Надо подкорректировать петицию в соответствующие инстанции – и здесь от Панина не услышишь отказа.

ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!
Он много лет занимался фотографией. А первая камера, которая попала ему, пятикласснику, в руки, был «Фотокор». В камеру вставлялась кассета не с пленкой, а со стеклянной пластиной, покрытой светочувствительным составом. Мороки с этим аппаратом было более чем достаточно. Ведь чтобы навести на резкость, нужно было, как в гармошке, растягивать меха, потом выбрать диафрагму и выдержку, вставить кассету с фотопластинкой, вынуть заслонку, защищающую пластину от преждевременного попадания на нее света, и только после всего этого аппарат был готов к съёмке. Весило это чудо техники нехило – больше килограмма, поэтому съемку вел со штатива – с рук это делать было уж очень неудобно. Но даже с такой техникой Евгений Панин работал с интересом. Потом, конечно, появилась более современная аппаратура, но «Фотокор» оставил в памяти неизгладимый след.
Евгений Александрович фотографирует до сих пор. Снимками увешаны стены в его квартире, а некоторые его работы становились победителями в конкурсах различных уровней.

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ
Первую кинокамеру друзья презентовали Панину на тридцатилетие. Естественно, пленочную – других тогда не было. И возможность фиксировать объекты съемки в движении его заворожила. Затем появились видеокамеры, и отпала необходимость проявлять пленку и хранить ее в громоздких коробках. Это было большим плюсом. Как и колоссальные возможности, которые дает в монтаже видеофильма компьютер.
Одной из любимых тем Евгения Александровича всегда была жизнь родного вуза. Его даже назвали институтским Нестором Летописцем. Он снимал не по заказу, а просто потому, что это было ему интересно.
В результате получился 851 фильм об институте с кадрами, которых, кроме него, не делал абсолютно никто. И не только о событиях, но и о людях – тех, кто внес колоссальный вклад как в становление и развитие аэрокосмического университета, так и в авиацию и космонавтику в нашей стране и в мире.
Он особо гордится, например, хрониками о гениальном конструкторе авиационных и ракетных двигателей Николае Дмитриевиче Кузнецове. «Его разработки, как и он сам, всегда были секретными, закрытыми, – говорит Евгений Александрович, – поэтому при жизни он «не существовал» ни для газет, ни для телевидения. А в моих фильмах он живой. Я его просто снимал в самых разных ситуациях и никогда не задумывался, что эти кадры – уникальные. Как и сюжеты с выдающимся педагогом и ученым Александром Мироновичем Сойфером, стоявшим у истоков создания КуАИ. Только теперь понимаю, насколько важно, что я успел запечатлеть и его, и многих других людей, очень значимых для науки, авиации, космонавтики».
Так стоит ли удивляться, что киноматериалы Е.А.Панина вошли в фильм «Самара космическая», снятый по заказу областного правительства. Больше-то их взять было неоткуда. Значительную часть фильмов он передал в фонд аэрокосмического университета, и теперь их можно посмотреть на официальном сайте этого вуза.
Архив у Евгения Александровича огромный – два полных «сахарных» мешка пленок, видеокассеты, цифровые носители с сотнями часов съемок. И он бы с радостью ими поделился, лишь бы они пошли в дело. Только пока не нашлось ни такого человека, ни такой организации.

ОН БУДЕТ ДОЛГО ГНАТЬ ВЕЛОСИПЕД
Как ни ценны были институтские съемки, душой Евгений Александрович отдыхает все-таки на пленэре.
Как только после весенней   распутицы грунтовки ста­новятся проезжими, берет камеру, садится на велосипед – и в Жигули.
Первый велосипед – старенький, извлеченный из каких-то завалов в сарае, но тем не менее исправный – Евгению Александровичу еще в школьные годы подарил его любимый учитель математики и физики. И с тех пор двухколесная техника – его незаменимый «конь» во время многочасовых прогулок.
«Я как акын, – шутит Панин, – только тот, что видит, о том и поёт, а я что вижу, то и снимаю».
Во время таких поездок, наматывая на колеса километр за километром, он объехал значительную часть волжского правобережья, относящегося к нашей губернии. В последние годы его личный рекорд – 1700 километров за лето. Представляете, сколько в таком турне снято сюжетов о природе? Их у Евгения Александровича действительно немерено. О горах и равнинах, о цветах и птицах, о закатах и затмении солнца… Некоторые фильмы протяженностью считанные минуты он снимал месяцами. Как, например, «Гнездо». Сначала включил камеру, когда весной вернувшиеся в родные края вороны начали подновлять свое жилище. Потом – когда запищали новорожденные птенцы. Закончил – когда они, преодолев страх, впервые вылетели из родного гнезда.
Кстати, на конкурсе «Новое пространство России», проходившем в Санкт-Петербурге, этот фильм на пару с «Тюльпанами в мае» был отмечен в числе лучших и открывал церемонию награждения победителей.
Участвуя три года назад в областном форуме «Серебряный возраст», Е.А. Панин сказал: «Жизнь человека должна быть гармонична и сбалансирована на каждом ее этапе. И след в памяти людей должен оставить каждый человек».
Это его кредо, и Евгений Александрович изменять ему не намерен.

Татьяна ХАРИТОНОВА.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016