Опрос

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА ИЛИ СБЕРКНИЖКА? Сейчас во многих отделениях Сбербанка пенсионерам предлагают перейти на пластиковые карты. Вы к этому готовы?
 

Видео

Подписка

dosr_podp

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

НАЗАРУШКИ
Круг интересов
16.01.2016 21:19

О родных местах Инна Ким может рассказывать беско­нечно. А место такое не одно, ведь на свет она появилась в целинном краю, а живет в Клявлинском районе.

В те достаточно далекие времена – полвека назад – осваивать по комсомольской путевке казахскую целину отправилась мама Инны, род которой шел из села Назаровка. И, надо сказать, село это уникальное. Единственное не только в Клявлинском районе, но и во всей Самарской области, где компактно живут кряшены – крещёные татары, являющиеся православными христианами.
Появились они здесь, если верить рассказам старожилов, году так в 1600-м. И были это семьи трех братьев Тазовых – Назара, Алексея и Тимофея, которые сбежали из своего татарского села, скрываясь от непомерных поборов и жестокого обращения барина. Выбрали удобное для обитания место, вырыли землянки и по имени старшего брата Назара назвали свое поселение. Постепенно к ним стали присоединяться и другие беглые кряшены. Село разрасталось. И в 1910 году здесь было уже 195 дворов, в которых жили 1305 человек.
Вот из этих мест мама нашей героини и отправилась осваивать целину. Там же и судьбу свою встретила – корейского парня Юрия Кима. Родили дочку Инну. А душа все равно рвалась на родину. И через несколько лет семья вернулась-таки на клявлинскую землю, которую Инна Ким любит так же беззаветно, как любили ее мать и бабушка, Анна Николаевна Макарова.
– Вот у вас в городе дождь и слякоть были весь декабрь, – говорит Инна, – а у нас сугробы стоят, земля белоснежная. Красота! Леса бесподобные, березки с соснами и елями водят хороводы. Дядя у меня, царство ему небесное, очень увлекался краеведением и где-то вычитал, что Клявлино – это край реликтовых берез, которые по всему земному шару распространились именно из наших мест.
А сама Инна любовь к своей малой родине передает в поделках-самоделках. По образованию учитель черчения и изобразительного искусства, она одна из тех, кто в районе возрождает ремесла. Учит детей всему, что умеет, но особенно любит расписывать матрешек. Причем это именно татарки-кряшенки, или назарушки, как называет их она сама. И каждая деталь в ее росписи не случайна. Если матрешка с пирогом, то это именно татарский бялиш. Если с рушником, то точно повторяющим рисунок настоящего кряшенского. Если с вязаным белоснежным шерстяным носочком, то непременно ажурным, какие вяжут только в Назаровке, которую, кстати, называют краем белых овец. И платки на головках деревянных куколок не абы какие, а именно татарские – яркие, с розочками, а головные уборы – со специальными наушниками, чтобы не слышать недобрых или откровенно злых слов.
«Отличительная черта костюма женщин-назарушек, – рассказывает Инна, – платья и юбки исключительно из клетчатой ткани. Причем в каждой деревне была своя расцветка, по наряду можно было определить, откуда девушка или женщина родом. А наголовное украшение – мгыс (в переводе на русский язык – рога) – имело магическую силу. Свивала его девушка самостоятельно, из серебряных нитей, втайне от соседей, исключительно ночью в полнолуние, не зажигая огня. За день она наработается в поле, дома, а ночью садится у окна, навивает драгоценную нить и при этом думает о парне, в которого влюблена, заклинания какие-нибудь шепчет.
И, надо сказать, у ее избранника не было шансов пройти мимо ее чувства, ведь такой любовной магией окутан этот процесс, столько в нем волшебства... А когда в этом украшении девушка выходила на улицу, все знали, что она идет либо на свидание, либо на большой праздник.
Назаровские девушки в Клявлинском районе – самые востребованные невесты. Мордва, чуваши, русские ищут суженых именно в этом селе, потому что жены из назарушек получаются покладистые и уступчивые, и хозяюшки они замечательные. Но если нужно в интересах семьи – и пробивные, и не без хитринки».
Мы познакомились с Инной Ким на выставке «Рождественские узоры Поволжья», куда она привезла не только матрешек, но и декоративное яичко с… автопортретом в национальной одежде кряшенки. Ведь ее корни в Назаровке – значит, она тоже назарушка.

Татьяна ХАРИТОНОВА.
Фото автора.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

Podpiska Pochta Rossii

gebernia ra175x110

 gong 2016