Подписка

dosr_podp

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать
 

Видео

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим.

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Все выпуски за последние годы

Книга отзывов и предложений

Важно ваше мнение

Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему вас вопросу.

Крылья над Волгой
Социальный аспект
29.04.2017 17:37

При  В.П. Земеце (на снимке) куйбышевские авиастроители работали  и на экспорт, при этом учитывали,
что называется, любой каприз заказчика. Например, в самолетах для Египта должны были стоять
немецкие кофемашины, а лайнерам давали исключительно имена египетских цариц – Нефертити, Клеопатра…

Фото из семейного архива семьи Земецов

17 апреля исполнилось бы сто лет Виктору Петровичу Земецу. Человеку, который полвека был связан с авиационным заводом – сначала в Воронеже, затем в Куйбышеве

Его многие хорошо помнят – высокого, широкоплечего, у которого, как у настоящего хозяина, душа болела не только за выполнение заводом производственных заданий, но и за условия жизни своих рабочих. Наверное, потому, что сам он вышел из народа – из семьи паровозного машиниста с небольшой станции Купянская, что на Украине.
Он всегда мечтал строить. Поэтому и поступил в техникум соответствующего направления. Только вот судьба распорядилась по-своему – в девятнадцать лет Виктор Земец впервые переступил порог Воронежского авиационного завода №18. И успел принять участие в выпуске крылатой гордости СССР – самолета «АНТ-25», на котором в 1937 году Чкалов, Байдуков и Беляков совершили беспосадочный перелет в США. А позже – и в сборке первых легендарных «Ил-2».
…В конце лета 1941 года на заводские корпуса упали первые немецкие бомбы, и вскоре в авральном режиме началась эвакуация предприятия. Месяц эшелоны с оборудованием шли в тыловой Куйбышев. Ну а о том, как спешно возводили заводские корпуса и как в недостроенных цехах, практически под открытым небом рождались первые штурмовики, рассказано не одним ветераном, написано не в одной газетной статье…
Вместе с земляками-воро­неж­­цами и присоединившимися к ним куйбышевцами Виктор Земец вносил свой вклад в выпуск боевых самолетов. Он занимался организацией производства в рамках цеха – работал начальником участка, потом начальником смены, возглавлял конструкторско-технологическое бюро.
В те суровые годы коллективу удалось сделать невозможное – в рекордный срок выйти на серийное производство «Ил-2», которые гитлеровцы назвали «чёрной смертью».
Куйбышевские самолётостроители сделали для фронта десятки тысяч этих штурмовиков.
Военный период Виктор Петрович не забывал никогда. Поэтому, уже будучи генеральным директором КуАЗа, он с пониманием отнесся к просьбе творческой группы «Мосфильма» во главе с народным артистом СССР Евгением Матвеевым, которая снимала художественный фильм «Особо важное задание», посвященный выпуску «Ил-2». Тогда на заводе были изготовлены несколько десятков макетов штурмовиков в натуральную величину. Делом чести Земец посчитал и восстановление «летающего танка», найденного в карельских болотах.
«Муж рассказывал, – вспоминает вдова Виктора Петровича Нина Павловна Земец, – что в бригаду по реставрации самолета были включены старые рабочие, которые трудились на заводе в годы войны. Они в свое время столько выпустили «Илов», что им и думать не надо было, куда какую деталь ставить, руки сами все делали «на автомате».
«Реанимированную» на родном заводе крылатую машину установили сначала на территории предприятия, а потом, по просьбе города, с почетом перевезли на пересечение Московского шоссе и проспекта Кирова.
Кроме того, В.П. Земец был одним из инициаторов создания монумента Славы. Именно на Куйбышевском авиационном заводе отлили фигуру рабочего, держащего в руках крылья как символ боевой и трудовой доблести волжан.
Выполнение этих задач хотя и трудоемкая работа, но «для души». А глобальные цели, которые ставили перед предприятием, – это освоение современной авиационной техники.
Директором КуАЗа Земеца назначили в октябре 1969 года. И уже в декабре на летную испытательную станцию надлежало отправить совершенно незнакомые заводу машины – самолеты «Ту-154». Практически никто не верил, что новому директору в условиях, когда еще шла отработка этой модели и конструкторы постоянно вносили в чертежи изменения, удастся так организовать производство, что задание будет выполнено в срок.
Но ему – удалось. И выпуск этого самого массового советского реактивного пассажирского самолёта, до конца двухтысячных годов остававшегося одним из основных крылатых машин на маршрутах средней дальности, при В.П. Земеце с каждым годом шел по нарастающей. За освоение и производство «Большой Тушки», как на своем сленге именовали самолет советские пилоты, Виктора Земеца наградили орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.
Но не только самолеты гражданской авиации взлетали с заводского аэродрома. В 1968 – 1972 годах предприятие выпускало противолодочные самолеты «Ту-142». А в конце 1970-х был создан новый стратегический бомбардировщик
«Ту-95МС», ставший основой дальней авиации Вооружённых Сил СССР. И в 1981 году завод занимался его серийным производством.
О том, насколько успешно гендиректор организовал работу предприятия, можно судить по таким цифрам. Только за первые десять лет, что заводом руководил В.П. Земец, объем производства вырос в 4,5 раза, производительность труда – в 3,5 раза, а численность заводского коллектива достигла 26,5 тысячи человек.
Однако не самолетами едиными был жив и знаменит в годы директорствования В.П. Земеца КуАЗ, который он возглавлял до 1986 года. Тысячи авиастроителей перебрались из ветхих бараков в благоустроенные квартиры. На Безымянке вырос Дворец спорта. У заводчан не было проблем с детскими садами. Строились медицинские учреждения, турбазы, дом отдыха.
«Как-то мы отдыхали в Крыму, – рассказывает Нина Павловна. – И муж решил посмотреть «Артек». Мы съездили в эту всесоюзную детскую здравницу, и он сказал: «Мы построим лучше». И построил. Да еще какую – с современными двухэтажными корпусами, малыми формами, с самолетом и вертолетом…»
Те, кто хорошо знал Виктора Петровича Земеца, говорят: он был и мечтателем, и практиком. И свои планы всегда воплощал в жизнь. Таким его помним и мы, самарцы.

Татьяна ХАРИТОНОВА.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши выпуски

< Октябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Наши партнеры

2015

gebernia ra175x110

 gong 2016